Усадебные и сельские дома. Фахверковые жилые дома XVI в.
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Великобритании
Англичане времени Тюдоров не стыдились своего средневековья — они гордились им, рассматривая свое непосредственное историческое прошлое как предпосылку наступившего благополучия. Так прошлое всегда присутствовало в настоящем и самый безудержный индивидуализм всегда оставался в рамках традиций. Дух времени проявлялся прежде всего в той свободе, с какой англичанин сочетал новое со старым.
Распространяясь по стране, возникшая в дальнейшем придворная мода на «антики» вызвала огромный спрос на альбомы архитектурных элементов, по которым мастера, еще в средние века привыкшие работать по трафаретам и образцам, стали изготовлять «итальянские» детали. В XVI—XVII вв. Англия наводняется нидерландскими, нюренбергскими и кельнскими изданиями этого рода. Таковы сочинения Вредемана де Вриза («Перспективы», 1559 г.) альбомы Диттерлина («О пяти ордерах», 1593 г. и «Архитектура», 1594 г.), Блума («Пять ордеров», 1550 г., английский перевод — 1608 г.).
Однако первый полный перевод Серлио (с фламандского) появляется только в 1611 г. Благодаря этим альбомам декор многих фасадов стал в конце XVI в. грубее, чем он был в середине столетия. Даже в начале XVII в. в Англии еще не было академической архитектурной культуры, которая позволила бы чистоту итальянских форм противопоставить ремесленной произвольности фламандских или немецких. В глазах потребителя и те и другие были «антиками», причем его вкус часто предпочитал живописность нидерландских форм холодноватой строгости палладианства, оставлявшего мало места для игры воображения.
Не было недостатка и в различного рода советах со стороны писателей, врачей и др. Медик Бурд в своем любопытном трактате (1542 г.) выдвигает гигиенические и санитарные соображения, которые должны быть положены в композицию плана жилища. Подобные сочинения призывали к рациональной планировке, к экономии средств и площади, к комфорту интерьеров, к санитарному благоустройству. Предлагалось уважать опыт прошлого, особенности местного быта и климатических условий. В то же время Бэкон не видит оснований учиться у древних: «они дети по сравнению с нами, с нашим опытом».
В связи с инвентаризацией конфискованных монастырских строений некоторые ведущие мастера-строители стали назначаться «обмерщиками» («сервейерами»). Один из них — Джон Шют, называвший себя художником и архитектором, был в 1550 г. направлен в Италию. В 1563 г. он издает свой перевод Витрувия. Остается неясным, какую роль выполняли во второй половине XVI в. такие мастера-эмпирики при поручении им крупных объектов? Были ли они авторами приписываемых им построек? Сохранилась коллекция чертежей, выполненных королевским «сервейером» Джоном Торпом и его сыном, с целого ряда крупных сооружений елизаветинского времени, начиная с 1570 г.
Еще совсем недавно Торпа принимали за автора всех этих построек, что невероятно. Аналогичная коллекция чертежей более поздних построек выполнена тремя поколениями Смитсонов. Эпитафия Р. Смитсона гласит: «Архитектор и сервейер достойнейшего дома Уоллатон». Все эти чертежи вычерчены в очень мелком масштабе. Это в основном планы первых этажей, реже даны главные фасады. Даже при самом активном участии «сервейеров» в строительстве крупных объектов роль таких мастеров, вовсе не касавшихся деталей и интерьеров, принципиально отличается от роли «ученого-архитектора», создающего свой интегральный проект самостоятельно от начала до конца. В Англии такой архитектор появляется только в XVII в.
Сохранились контракты XVI в. Они заключались между заказчиком и исполнителем — главным каменщиком или главным плотником, смотря по конструкции дома. В этих договорах архитектор не упоминался. Договор обусловливал, что готовое здание должно быть похоже на какой-нибудь названный конкретный объект по виду, объему или стоимости, причем материал и выполнение должны быть «лучшими в своем роде».
Усадебные и сельские дома. Центром тяжести архитектурного развития в XVI в. было усадебное строительство, причем сложное и многообразное становление архитектуры этого времени имело, по крайней мере, три источника: а) местную позднеготическую традицию; б) непосредственное формотворчество, опиравшееся на народную строительную практику (дерево и фахверк) и на новые материалы (кирпич); в) заимствуемые итальянские формы и тектонические приемы (преимущественно в нидерландской или немецкой интерпретации).
На протяжении всего XVI в., причудливо сочетаясь в различных соотношениях (в зависимости от архитектурного типа преобладала та или иная тенденция), все три основных начала пришли в конце столетия к органическому синтезу в архитектуре жилища.
Тип жилого дома тем самым явился качественно новой архитектурной категорией, в которой отдельные заимствованные или унаследованные концепции и формы оказались переосмысленными в свете текущей строительной практики, господствовавшего общественного строя, бытового уклада и мировоззрения и в органическом сочетании с плодами спонтанного формотворчества превратились в наиболее последовательное выражение возникшей национальной архитектуры Англии.
В условиях хронической бедности жилищное строительство в сельских местностях средневековой Англии сводилось к примитивному уровню. Основным строительным материалом служило дерево. Частые пожары легко уничтожали крытые соломой крестьянские жилища, и сохранившиеся примеры массовой архитектуры сельской Англии относятся уже к XVI—XVII вв. Во всех районах страны сохранились небольшие дома и коттеджи этого времени, причем наиболее своеобразными являются фахверковые. Конструктивно они мало чем отличаются от небольших усадебных домов этого типа.
Фахверковые жилые дома XVI в. Пембридж (гр. Хартфордшир)
Фахверковый жилой дом XVI в. Суиррс Ай гр. Чешир
Фахверковые жилые дома XVI в. Эбботс Бромлей (гр. Стаффордшир)
В районах, богатых камнем (известняк, песчаник, гранит), на севере страны, в центральных графствах, а также на крайнем западе встречаются интересные коттеджи, сложенные из камня, конструкция которых выдает давнюю строительную традицию.
В ряде случаев план коттеджей изменился по сравнению с первоначальным, поскольку холлы нередко получали промежуточные перекрытия и перегородки применительно к изменившимся условиям жизни и возникавшей потребности в площади. Таковы коттеджи в Оллерфорде, Стедленде, Хонайтоне.
Жилые дома XVI в. Оллерфорд (гр. Сомерсет)
Жилые дома XVI в. Стедленд (гр. Дорсет)
Жилые дома XVI в. Хонайтон (гр. Девоншир)
В некоторых районах широко применялись штукатурка, облицовка черепицей верхних этажей, обшивка стен тесом.
Жилые дома XVI в. оштукатуренный дом (Лестли, гр. Девоншир)
Жилые дома XVI в. облицовка черепицей (Найн Элмс, гр. Суррей)
Жилые дома XVI в. облицовка тесом (Нортзиам, гр. Суссекс)