Экономическое и политическое развитие Австрии в XV—XVI вв. Градостроительство
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Австрии
Средневековая Австрия в 1278 г. перешла во владение Габсбургов, объединивших ряд тяготевших к ней княжеств, светских и духовных (Штирию, Каринтию, Тироль, Крайну, Зальцбург и др.).
В XVI в. в условиях турецкой опасности, требовавшей объединения усилий всех, кому она угрожала, Габсбурги путем династических браков завладели Чехией и Венгрией. С избранием в 1558 г. австрийского эрцгерцога Фердинанда I императором центр империи переместился на юго-восток Европы. Императорская корона стала наследственным достоянием австрийской линии Габсбургов. Однако собственно австрийские земли, сравнительно отсталые в экономическом и культурном развитии, выиграли мало, поскольку императоры в качестве резиденции предпочитали богатую и пышную Прагу.
В XVI в., если не считать епископских городов и Тироля, условия в австрийских областях мало благоприятствовали обновлению экономики и культуры. Только со второй половины XVII в., после тридцатилетней войны, центр политической и культурной жизни империи перемещается в Австрию и, в частности, в Вену, где развивается бурная строительная деятельность. Поэтому Австрия, богатая памятниками барокко, сравнительно бедна архитектурой времени Возрождения.
В строительстве XVI в. развивались два направления.
Городское строительство, опиравшееся на ремесленные навыки и народную традицию, свободно сочетало средневековые пережитки с заимствованиями из Италии, особенно когда приходилось решать новые функциональные задачи. Так в городах архитектура приобретала национальный характер, выражавшийся не только в применении специфических элементов (эркеров, высоких аттиков и т.п. ) или в таких композиционных приемах, как обрамленные аркадами вытянутые в глубину дворы, но и в появлении собственного архитектурного типа «парламентского» здания, предназначенного для собраний представителей сословий (ландхауз).
Волей двора и знати одновременно развивалось другое направление. Приглашавшиеся из Италии и из южной Германии мастера насаждали формы и приемы итальянского Ренессанса. Ограниченная первоначально придворным и дворцовым строительством (дворец в Зальцбурге, придворная церковь в Инсбруке и др.), эта архитектура с новым упадком австрийских городов и с укреплением аристократически-монархического строя в конце XVI в. восторжествовала, а наступившая вслед за этим католическая реакция обеспечила быстрый триумф барокко.
Захват турками Константинополя (1453 г.) изменил направления товарных потоков в Европе, что привело к расширению торговых и культурных связей с Италией. Транзитная торговля наряду с развитием промышленности (разработка тирольских серебряных рудников и добыча соли) способствовала оживлению австрийских городов.
В течение всего XV в. и первых двух десятилетий XVI в. архитектура оставалась по существу готической, но на рубеже XV и XVI вв. появляются первые веяния Возрождения, проявившиеся преимущественно в городском строительстве (жилые дома бюргеров, здания городских самоуправлений, городские башни). В то же время многие особенности плана и внешнего вида даже монументальных сооружений становятся понятными лишь при сопоставлении с крестьянским жилищем. Поэтому бюргерская архитектура этого времени — явление глубоко национальное. Заимствования касались лишь декоративных деталей.
Рост австрийских городов в XVI в. не сопровождался расширением кольца городских укреплений. Даже в Вене, успешно отразившей турецкое наступление 1529 г., не решались выйти за пределы старого кольца XIII в., и переуплотненный город под угрозой нового турецкого нашествия (1532 г.) начал обводиться новыми укреплениями по старым валам.
Раттенберг на Инне. Дома на главной площади, XVI в.
Теснота и наследственные переделы приводили к тому, что земельные участки чрезмерно сужались. Особенно узкими были участки у рыночных площадей, где каждый купец или ремесленник стремился получить хотя бы небольшую полосу фасада; так, в Линце они достигают 90 м в глубину. Как и в средние века, эти узкие, фасады (обычно три оконные оси) многоэтажные и достигают иногда 6 этажей. Планировочная структура восходит к «франконской» крестьянской усадьбе, где и жилые, и хозяйственные помещения нанизываются на ось, идущую параллельно узкому двору, примыкающему к соседней усадьбе.
Городской дом также представляет собой цепь помещений, тянущихся вдоль длинного двора. В первом этаже на фасад выходит лавка или мастерская. Расположенный рядом с лавкой портал ведет в узкий, перекрытый сводами проезд, оканчивающийся протяженным (иногда до 40 м) двором. По боковой стороне и в глубине двора располагались сводчатые склады. Соответственно этому двор по двум сторонам (продольной и поперечной) имеет аркады, за которыми расположены сводчатые галереи.
Сторона без аркад — стена соседнего дома. В очень узких дворах в первом этаже аркады заменены пристенными столбами с консолями, на которые опираются аркады верхних этажей. На галереи верхних этажей ведет лестница, иногда очень узкая, вход на которую находится в проезде ворот. Галереи служат средством сообщения между помещениями. На галереи выходят окна почти всех комнат дома.
Руст. Двор жилого дома, XVI в.
Аркады особенно выигрывают благодаря связи с характером строительного материала (кирпич и камень). Очень широкие, оштукатуренные арки без архивольтов опираются на тонкие каменные колонны: этим обеспечивается максимальный приток света к окнам и в то же время подчеркивается работа опор. Распор сводов погашается затяжками. Капители, состоящие чаще всего из абаки и вала, строго соответствуют размерам пят арок. Колонны ставятся или на пьедесталы, между которыми устраиваются балюстрады, или на сплошные парапеты, снаружи воспринимающиеся как продолжение аркад. И в том и в другом случаях завершение аркады подчеркнуто лишь очень простой лентой кладки. Ритмичный строй гладких, выразительных по пропорциям аркад превращает рядовой двор в произведение искусства.
Существовал и другой тип дома — без двора (например, в Зальцбурге). Дома в этом случае тесно примыкали друг к другу и освещались окнами с торцов, обращенных к улицам.