Загородные дома. Замки Прилау, Фрауенштейн, Шаллабург, Порчиа, Амбрас, Розенбург. Вена, Новый дворец. Зальцбург
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Австрии
Новые архитектурные идеи проникают и в постройки сельского дворянства. Небольшой бург уже не мог защищаться от огнестрельного оружия средневековыми средствами — рвами, оборонными стенами и башнями. От них полностью отказываются, и усадебный дом возвращается к своему прототипу — крестьянскому жилищу в его альпийском варианте, т.е. к «единому» дому. Примером является замок Прилау вблизи Целль-ам-Зее, 1560 г. Четырехэтажный усадебный дом целиком выложен из камня. Но общая композиция вплоть до башенки на крыше (в данном случае — каминная труба) указывает на свой отдаленный первоисточник, т.е. на крестьянский дом.
Целль-ам-Зее (окрестности). Замок Прилау, 1560 г. Замок Фрауенштейн, 1519—1521 гг.
Более крупные замки строятся уже с применением всех средств современной обороны. Происходит повсеместная перестройка и приспособление старых бургов к новым военным условиям. Примером является замок Фрауенштейн в Каринтии, построенный в 1519—1521 гг. От предшествующего сооружения сохранилась только одна отдельно стоящая башня (левая на рисунке). В плане прослеживаются черты «баварской» крестьянской усадьбы. Две противолежащие короткие стороны занимают жилые корпуса, связанные аркадным двором.
Большие перестройки велись с 1533 г. и в старом венском бурге (Гофбурге). Интересным добавлением являются Швейцарские ворота (1552 г.). Они напоминают северные ворота ландхауза в Линце, но имеют более сдержанный характер.
В противоположность суровой замкнутости внешних форм внутренние дворы бургов отличались большой парадностью. Двор замка Шаллабург (Нижняя Австрия) — создание мастера Ганса Вильгельма из Лозенштейна.
Замок Шаллабург. Двор, перестроен в 1572— 1600 гг. Ганс Вильгельм из Лозенштейна
Замок является перестройкой (1572—1600 гг.) средневекового бурга. На приземистые аркады первого этажа двора опираются удвоенные по количеству более низкие арки второго. Терракотовые рельефные украшения и колонны из красного мрамора в сочетании с беленой штукатуркой стен делают аркады особенно нарядными. Лепка сильно отличается от итальянских примеров. Аркады не следуют строгим канонам построения: так, на углу двора, в первом этаже, поставлен не столб, а изломанная, под углом заложенная арка.
Естественно, что в композициях итальянских зодчих применялись формы итальянского Возрождения. Таков, например, прекрасный двор замка Порчиа в Шпиттале на Драве, также перестроенного из средневекового бурга.
Из многих парадных интерьеров особенно интересен Испанский зал перестроенного замка Амбрас близ Инсбрука. В старом замке не было помещения, которое удовлетворяло бы требованиям придворной жизни. В 1570 г. Иоган Люкеса (итальянец) начал строительство зала, предназначенного для многолюдных приемов,— 10X43 м; стены зала сплошь покрыты живописью; окна, довольно частые, расположены только по одной стороне. Сравнительно невысокий деревянный потолок (около 5 м) с богатыми рельефными украшениями — работа инсбрукского мастера Конрада Готлиба. Тироль издавна славился резчиками по дереву, и потолок Испанского зала является одним из замечательных примеров этого народного искусства. Членения стен и потолка приведены в строгое соответствие. Инкрустированный мраморный пол придает залу особую парадность.
Шпитталь на Драве. Замок Порчиа. Двор, начат в 1527 г.
Инсбрук (окрестности). Замок Амбрас. Испанский зал, 1570 г. Иоган Люкеса, потолок — столяр Конрад Готлиб
Замок Розенбург близ Хорна. Перестроен в 1593—1597 гг. (по гравюре XVII в.)
С превращением Австрии в центр так называемой Германской империи возрастает значение местной знати. В резиденциях австрийской аристократии со второй половины XVI в. протекала пышная придворная жизнь. Ряд замков в это время расширяется, возникают новые архитектурные комплексы. Так, в 1593—1597 гг. был перестроен замок Розенбург близ Хорна. Группа зданий защищена бастионами и башнями. В начале XVII в. к югу от замка, на ровной местности, за рвом, построили обширный (86X46 м) «Турнирный двор» для конных игр. По трем сторонам его окружают сводчатые галереи для зрителей, в свое время украшенные фресками. К востоку от «Турнирного двора» размещен большой регулярный «итальянский» сад.
Австрийская знать, следуя примеру двора, все чаще обращается к итальянским и южнонемецким мастерам.
Вена (окрестности). Новый дворец, построен после 1569 г.
Появляется еще один новый тип сооружений — вилла, во многом напоминающая итальянские. Наиболее примечательной из них является Новый дворец близ Вены, сооруженный Максимилианом II после 1569 г. Император задумал создать грандиозное сооружение. Он пытался выписать лучших итальянских художников, собирал проекты вилл: известно, что в 1571 г. Ипполито д’Эсте прислал ему планы своей виллы. Разрушенный ныне Новый дворец был выполнен с большим размахом. Автор его неизвестен. Это — протяженное, обращенное к нижнему саду симметричное сооружение. Подобно итальянским образцам, регулярно распланированный парк не сливается с природой, а противопоставляется ей. Изоляция подчеркивается окружающей виллу стеной с башнями. Здание разделяет парк на две почти равные части. Все элементы обеих частей группируются вдоль оси, являющейся осью симметрии здания виллы.
Примером новых форм в церковном зодчестве служит большая базилика францисканцев в Инсбруке, построенная А. Корвелли в 1533—1563 гг. в итальянском духе. В интерьере стройные стволы опор свидетельствуют о новом чувстве пропорций, но своды, хотя и украшенные штукатурным рельефом, все еще готические. Лучшей частью здания является портал. Церковь была задумана как вместилище грандиозного памятника Максимилиану I. Автором памятника, начатого еще при жизни императора, был придворный мастер Гильг Зессельшрайбер. Едва ли не важнейший пример мемориальной скульптуры XVI в. в немецких странах, этот памятник сооружался на протяжении ряда десятилетий немецкими, нидерландскими и итальянскими мастерами. Коленопреклоненная фигура императора над черным мраморным саркофагом — работа Л. дель Дука (1584 г.). Две из бронзовых фигур вокруг саркофага (короли Теодорих и Артур), приписываемые нюрнбергскому мастеру Петеру Фишеру, — выдающиеся примеры немецкой пластики XVI в. Памятник в сочетании с интерьером церкви, в главном нефе которой он расположен, явился вне Италии одной из самых ранних попыток синтеза архитектуры и пластики средствами новых художественных форм.
На протяжении XVI в. австрийские города сохраняли средневековую планировку. Только в конце века в Зальцбурге была начата перепланировка центра, окончательно сложившегося лишь в следующем столетии. Здесь при архиепископе Вольфе Дитрихе (1587—1612 гг.) в связи с предпринятой им постройкой новой резиденции была начата перепланировка города между собором и рекой. С этой целью снесли ряд зданий канониката и частновладельческих строений. Постройку начали в 1595 г., причем частично были использованы старые стены. На месте снесенного соборного кладбища образовалась обширная площадь, на восточной стороне которой вырос Новый дворец для знатных гостей, начатый еще в 1588 г. Ансамбль был завершен новым зданием собора на месте старого, поврежденного пожаром в 1598 г. Проект нового собора был заказан приглашенному в 1602 г. в Зальцбург Винченцо Скамоцци. Строительство было начато лишь в 1614 г. архитектором С. Соляри, когда веяния барокко стали широко проникать в Австрию.
Всему комплексу была придана регулярность. Старая соборная площадь превратилась в замкнутый парадный двор перед собором, в то время как вновь образованная главная площадь, частично обрамленная монументальными средневековыми зданиями, оказалась расположенной к югу от него.
Австрийская архитектура XVI в. достигла наибольшей выразительности в бюргерском строительстве. Ратуши, гильдейские дома и ландхаузы, не говоря уже о жилищах бюргеров, отмечены целым рядом интересных композиционных особенностей.
Зальцбург. План центра города конца XVI — начала XVII в.
а — резиденция; б — площадь Резиденции; в — Новый, дворец; г — площадь Моцарта; д — собор; е — Главная площадь; ж — монастыри
а — резиденция; б — площадь Резиденции; в — Новый, дворец; г — площадь Моцарта; д — собор; е — Главная площадь; ж — монастыри