Города. Пардубице. Жилая архитектура. Дома у белого конька, у рыцарей
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Чехии
И для других чешских городов XVI век не был временем расцвета. Открытие Америки подорвало значение серебряных рудников Чехии и таких городов, как Кутна Гора, Колин, Ииглава, Штрибро. Раздача Габсбургами земель владельцев, причастных к гуситскому движению, крупным землевладельцам-католикам не способствовала подъему сельского хозяйства, что привело к упадку ряда городов, торговавших его продуктами.
Пардубице. Общий вид города в 1602 г. Рисунок Вилленберга
Это делает понятным и малое количество новых, преимущественно частновладельческих, «панских» городов, возведенных в Чехии в XVI в. Одни из них, как, например, Яхимов, основанный в 1516 г. и расположенный в глубокой долине, формировались вдоль главной улицы. Другие, как основанный около 1533 г. Божи Дар или Нове Место под горой Слеек (около 1580 г.), имели регулярную планировку с квадратной или прямоугольной площадью и правильной сетью улиц. На более высоком архитектурно-композиционном уровне стояли Нове Место на Метужи и Пардубице.
Нове Место на Метужи. План города
Первый из этих городов, основанный в 1501. г. и сгоревший в 1525 г., был перестроен в 1527—1547 гг. Его прямоугольная площадь была обстроена домами на одинаковых участках с аркадами в нижнем этаже; на углах площади, по диагонали, располагались готический храм и замок в стиле Возрождения. Пардубице был перестроен после пожара 1538 г. под руководством мастера Иржи из Оломоуца. Были надстроены укрепления и перестроены храм, ратуша, мясные ряды, кладбищенская церковь и замок, а прямоугольная площадь была обстроена трехэтажными домами с украшенными щипцами и аттиками .
Жилая архитектура. Как было сказано выше, тип дома зажиточного горожанина сложился в Чехии уже в готическую эпоху и новое время отразилось главным образом на убранстве фасадов. Это были двух-трехэтажные дома с узким уличным фасадом, вытянутые вглубь участка, причем первый этаж был занят складами или мастерскими, если дом принадлежал купцу или богатому ремесленнику. В этом случае на фасаде в первом этаже была устроена лоджия для торговли и рядом с ней проход во двор. На втором этаже находились жилые помещения, делившиеся сенями, выходящими во двор, на две половины — парадную с большим помещением для приема гостей (для этой цели служили и «мазгаузы») и заднюю с меньшими помещениями для семьи. На третьем этаже помещались комнаты для слуг и подмастерьев, находившиеся иногда в пределах высокой и крутой крыши, образовывавшей на фасаде щипец.
Пардубице. План города
Тельч. Жилой дом, 1555 г.
Более значительным изменениям в эпоху Возрождения подверглось декоративное убранство фасадов чешских жилых зданий и, в частности, убранство их щипцов. Уже в готических жилых домах XV в. такие щипцы (или фронтоны, так как они иногда отделялись карнизом от стены) были не только треугольными, украшенными краббами, фиалами и крестоцветом, но и ступенчатыми, увенчанными маленькими полукружиями.
Позднее появились и четверти круга, обращенные своей криволинейной поверхностью к главной оси фасада и придававшие силуэту щипца более живописный вид (дом 1555 г. в городе Тельч). Щипцы членились лопатками и горизонтальными поясками.
Следующим шагом в украшении щипцов было превращение лопаток и поясков в ордерные пилястры и антаблементы и включение в композицию щипца таких деталей, как волюты и подобия фиалов или вазочек. Такой богато украшенный щипец впервые появился в пражском дворце Лобковица (1545—1563 гг.), а во дворце панов из Градца на новой лестнице Града (1586—1589 гг.) есть даже аттик, увенчанный рядом маленьких щипцов.
В более скромных жилых домах долго сохранялась архаическая форма уступчатого щипца или аттика, увенчанного подобием миниатюрных крепостных зубцов или уступчатого щипца с подобием зубцов и круглых башенок (дом у белого конька в Тршебоне, 1544 г.). Иногда мотив волют придавал щипцу живописный криволинейный силуэт, а лицевая поверхность его оставалась совершенно гладкой (дом у Вейвода в Праге).
Элементы архитектуры Возрождения появились также на порталах чешских жилых домов XVI в.
Тршебонь. Дом у белого конька, 1544 г.
Старейшие порталы (примером может служить портал дома 1520 г. на Староместской площади в Праге) массивны и просты. Вместо полуколонн здесь приставлены к стене квадратные в плане утолщающиеся к середине столбы с капителями, более близкими к готическим, чем к классическим коринфским. Обломы карниза и архитрава просты и крупны, как и профилировка архивольта арки, переходящая в профилировку ее устоев.
Порталы (слева направо) — дома 1520 г. на Староместской площади в Праге, дома у двух медвежат в Праге, отеля Татра в Оломоуце, XVI в.
В позднейших постройках формы порталов становятся богаче, полуколонны и приставные колонны уменьшаются в размерах и ставятся на пьедесталы, антаблементы над ними раскреповываются, архивольты арок отделяются горизонтальным импостом от опор, а над карнизом делается аттик или фронтон сложной формы. Портал теперешнего отеля «Татра» в Оломоуце производит благодаря своим мелким формам и обилию резного орнамента несколько «интерьерное» впечатление, но кажется очень большим по сравнению с предыдущим, несмотря на то, что его действительные размеры несколько меньше. Иногда в композицию портала включалось маленькое окно над дверным проемом, освещавшее сени (как в крестьянских жилых домах), что можно видеть в портале дома у двух золотых медвежат в Праге, в Старом городе.
При наличии лоджии в нижнем этаже жилого дома декоративное убранство сосредоточивалось на втором этаже. В построенном в 1530—1548 гг. доме у рыцарей в Литомышле его автор, мастер Блажек, украсил окна второго этажа каннелированными пилястрами, поддерживающими антаблемент с геральдическими фигурами зверей над ним, а в нишах между окнами поместил изваяния рыцарей.
Чаще такие украшения выполнялись не в каменной резьбе, как здесь, а в технике сграффито, получившей с середины XVI в. широкое распространение в чешской архитектуре. Иногда выполненные в этой технике изображения заключались в рельефные рамки архитектурных членений, что можно видеть на фасаде дома 1555 г. в Тельче, где выполненные в технике сграффито орнаменты и изображения расчленены на отдельные композиции пилястрами второго этажа, венчающим карнизом и пилястрами и поясками фронтона.
Литомышль. Дом у рыцарей, 1530—1548 гг. Мастер Блажен
Чаще сграффитовая роспись покрывала совершенно гладкие. нерасчлененные фасады, причем в этой технике выполнялись брильянтовый руст, растительный орнамент и сюжетные изображения.