Замки Частоловице, Бучовице. Ратуши Литомержище, Штрибро, Млада Болеслав. Церкви Млада Болеслав, Табор - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Замки Частоловице, Бучовице. Ратуши Литомержище, Штрибро, Млада Болеслав. Церкви Млада Болеслав, Табор

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Чехии
    XVI век внес некоторые изменения и в интерьеры чешских замков, где свойственные предшествующему столетию деревянные потолки на открытых балках превратились в кессонированные потолки с резьбой и росписью (зал замка в Частоловице, в области Градца Кралова, построенного около 1600 г.), а сводчатые покрытия украшались штуковой декорацией, выполнявшейся иногда с большим мастерством, о чем свидетельствует убранство одного из залов замка в Бучовице, построенного в 1566—1587 гг. архитекторами Феррабоско из Лугано и Петром Габри из Брно.
Частоловице. Замок. Главный зал, 1600 г.
Частоловице. Замок. Главный зал, 1600 г.
Бучовице. Замок. Убранство свода, 1580 г.
Бучовице. Замок. Убранство свода, 1580 г.
    Общественные здания. В XV и XVI вв. в Чехии не было создано новых типов общественных зданий, но были внесены некоторые изменения в архитектуру ратуш, школ и рынков. Несколько ратуш, начатых постройкой ранеё, были закончены лишь во второй половине XV в. и целиком еще относятся к готике (Старогородская ратуша в Праге, ратуша в Таборе). В нижнем этаже Литомержицкой ратуши (около 1550 г.) еще сохранилась лоджия со стрельчатыми арками, но она уже не имела высокой угловой башни, уступившей место маленькой башенке, увенчивающей середину главного фасада. В других ратушах, имеющих такие же щипцы и аттики, как ратуши в Пльзене (1555—1559 гг., архитектор Дж. Спацио) или в Штрибро (1543—1549 гг.), башни возводились не в плоскости фасада, а над кровлей здания.
Литомержище. Ратуша, 1550 г.
Литомержище. Ратуша, 1550 г.
Штрибро. Ратуша, 1543—1549 гг.
Штрибро. Ратуша, 1543—1549 гг.
Млада Болеслав. Ратуша, 1554—1559 гг. Башня, 1771 г.
Млада Болеслав. Ратуша, 1554—1559 гг. Башня, 1771 г.
    Такие надстройки были нужны для того, чтобы подчеркнуть разницу между ратушей и жилым домом. При всем различии между этими типами зданий форма окон в ратушах — прямоугольных, разделенных на двое и обработанных профилированной рамкой с карнизом — повторяет форму окон городских жилых домов XVI в. Так же точно напоминают о жилой архитектуре и порталы ратуш XVI в. (например, порталы ратуш в Пльзене, Штрибро и Прахатицах, 1570—1571 гг.) или аттики и щипцы, расчлененные пилястрами и антаблементами и украшенные волютами и фиалами.
    Наконец, широко применялась в обработке фасадов чешских ратуш XVI в. и сграффитовая роспись фасадов (ратуши на Градчане в Праге, Пльзене, Штрибро, Прахатицах и Млада Болеславе, 1554—1559 гг.).
    Лоджии-аркады чешских замков XVI в. также нашли некоторое отражение в крыльцах ратуш с поддерживаемыми колоннами сводами и арками над верхней площадкой, и в таких зданиях, как рынки, которые вместо прежних галерей с толстыми столбами и стрельчатыми арками окружались галереями с полуциркульными арками, опирающимися на капители тосканских колонн (рынок «Унгельт» в Праге).
    Культовая архитектура. Наиболее значительными в области культовой архитектуры были работы по продолжению постройки крупных соборов XIV в. в Праге и в Кутной Горе, в которых в конце XV — начале XVI в. принимали участие такие крупнейшие чешские архитекторы, как Матвей Рейзек и Бенедикт Рейт. Они естественным образом придерживались стиля Парлера, внося новые черты лишь в той степени, в какой это не нарушало гармонии целого. Так, М. Рейзек совместно с мастером Ганушем закончил в 1499 г. звездчатые своды алтаря собора в Кутной Горе, развивая принципы сетчатых сводов Парлера, а главный неф этого собора в 1540—1547 гг. получил лепестковые своды, типичные для манеры Рейта.
    Лепестковые своды Рейт применил в построенной им в начале XVI в. трехнефной зальной церкви в Лоунах. Наконец, в начале XVI в. в некоторых храмах южной Чехии (в Собеславе, 1499—1501 гг., в Бехине, 1500 г., в Бельчице, 1515 г.) появляются лишенные нервюр ячеистые своды, аналогичные «алмазным» сводам некоторых позднеготических построек Польши и Литвы.
    В XVI в. в Чехии в архитектуре церквей наряду с новым типом квадратных в плане помещений, какими пользовалась община чешских братьев, применялись и зальная церковь, и базилика со столбами, а также стрельчатые арки, наружные контрфорсы и окна с каменными профилированными переплетами.
    Это сочеталось с новым декоративным убранством, что можно видеть не только в построенной в 1549—1554 гг. итальянским архитектором М. Боргорелли церкви общины чешских братьев в Млада Болеславе, но и в первом иезуитском храме Спасителя в Праге (1578—1583 гг.). Лишь позднее он получил ренессансный западный фасад с тремя порталами (закончен в 1601 г).
Млада Болеслав. Церковь общины чешских братьев, 1544—1554 гг. М. Боргорелли. Свод
Млада Болеслав. Церковь общины чешских братьев, 1544—1554 гг. М. Боргорелли. Свод
    В перестроенной в середине XVI в. городской церкви в Таборе над готическими стенами с контрфорсами и стрельчатыми окнами ренессансные щипцы были возведены не только над торцовыми, но и над боковыми фасадами.
Табор. Церковь, середина XVI в.
Табор. Церковь, середина XVI в.
    В XV—XVI вв. сложился национальный чешский вариант архитектуры Возрождения. Первые элементы его появились еще в XV в. в поздней готике, когда в чешском городском жилом доме и замке-дворце появились ясность и простота композиции, большие окна, живописность фасадов, отвечающие мировоззрению чехов, выработанному в годы гуситских войн — борьбы чешского народа за социальную справедливость, национальную независимость и духовную свободу.
    Формы архитектуры Возрождения появились в Чехии в первой половине XVI в. в постройках итальянских архитекторов, отразивших этапы развития итальянской архитектуры от раннего тосканского Возрождения (летний дворец) до Палладио (зал для игры в мяч) и маньеризма конца столетия. Но те же архитекторы, работая для чешских дворян и горожан, считались со. сложившимися уже в чешской архитектуре приемами композиции зданий. Они внесли в чешскую архитектуру новые черты, но эти черты — ордер, аркады-лоджии, сграффито на фасадах — были тем, что помогало чешской архитектуре развиваться по тому пути, на который она вступила в XV в., усиливало появившиеся в ней тогда новые особенности и наиболее органично сливалось с ними, создавая специфический характер чешского Возрождения.
    Итальянские (а в северных областях страны с 1570-х гг. и североевропейские) формы подчинялись композиции зданий, соответствовавшей бытовому укладу различных слоев чешского общества того времени и имевшей глубокие корни в предшествующем развитии чешской архитектуры. Этим объясняются и национальные особенности архитектуры XVI в., и ее родство с архитектурой соседних западно-славянских стран, Словакии и Польши.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому