Замки. «Звезда», Йиндржихув Градец, Нелагозевес, Литомышль. Зал для игры в мяч. Ротонда в парке замка
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Чехии
Изменения, происшедшие к этому времени в итальянской архитектуре, сказались на облике зала для игры в мяч в королевском парке, законченном в 1568 г., возможно, архитекторами Б. Вольмут и А. Авосталисом де Сала, — длинной и узкой одноэтажной лоджии с шестью арочными проемами. Главный и боковые фасады расчленены ионическими полуколоннами, поддерживающими раскреповки; венчающего здание антаблемента. Такое сочетание арочных проемов с ордером, массивность полуколонн, раскрепованный антаблемент и его выпуклый фриз делают эту постройку близкой к работам Палладио. Но богатая роспись главного фасада, выполненная в технике сграффито, наделяла и это здание известным своеобразием.
Прага. Зал для игры в мяч, 1563—1568 гг. Б. Вольмут, А. А. Авосталис
Прага. Зал для игры в мяч, 1563—1568 гг. Б. Вольмут, А. А. Авосталис
Последней значительной дворцовой постройкой XVI в., возведенной в Чехии Габсбургами, был королевский охотничий замок «Звезда» возле Праги (1555—1556 гг.), в постройке которого принимали участие архитекторы Джованни дель Памбио, Джованни Лукеза, Бонифаций Вольмут и Ганс Тироль. Здание имеет в плане форму шестиконечной звезды с невысоким купольным залом в центре и лестницей и пятью меньшими ромбическими в плане залами в ее концах. Фасады этого двухэтажного здания не имеют декоративной обработки, а внутри тонко выполненная штукован декорация — самый ранний для чешской архитектуры пример такого убранства — покрывает кессонированные своды его помещений.
С начала XVI в. замки постепенно превращались из крепостей в загородные дворцы. Представители чешской аристократии стремились подражать королю и его двору в архитектуре своих замков, нередко приглашая для работы придворных итальянских архитекторов, но все же пражские королевские постройки XVI в. не нашли непосредственных подражаний среди чешских замков того времени.
Прага. Охотничий замок «Звезда», 1555—1556 гг. Д. Памбио, Д. Лукеза, Б. Вольмут, Г. Тироль
В большинстве случаев замки не строились вновь, но перестраивались и расширялись, и архитектура старых частей не могла быть вполне изменена новыми перестройками, а новые пристройки иногда увязывались старыми частями в одно архитектурное целое. Иногда представители чешской знати отдавали предпочтение привычным для них формам чешской архитектуры, и отдельные итальянские архитекторы, работая в Чехии, старались сделать свои произведения более соответствующими общему характеру чешской архитектуры.
В более ранних замках рассматриваемого периода, каков замок Крживоклат, перестроенный в 1493—1502гг., готика господствовала в полной мере.
То же относится и к замку Пернштейн, перестраивавшемуся после пожара 1457 г., где даже в перестроенной в XVI в. средней, жилой части, с ее крупными разделенными каменными переплетами прямоугольными окнами, сохранялись машикули и боевые эркеры. Оборонительный характер меньше чувствуется в замке Блатна, жилая часть которого была построена в начале XVI в., возможно, Бенедиктом Рейтом. Большие прямоугольные окна, разделенные каменными переплетами, обрамляемые профилированной рамкой с подоконником и карнизом, освещают все три этажа здания, объединенные треугольными в плане эркерами.
Йиндржихув Градец. Замок: Двор, перестроен в 1560—1590 гг. А. Авосталис, А. Комета, Д. Факони
Йиндржихув Градец. Замок: Большая аркада двора, 1582—1590 гг. А. Мелан
Дворы с аркадами, впервые примененные в Чехии в королевском замке в Брандысе на Эльбе (1550 г.), стали в это время почти обязательной частью чешских замков, как новых, так и перестраиваемых. Из перестроенных замков интересен Йиндржихув Градец, заложенный в начале XIII в. и сохранивший снаружи свой крепостной облик. Но внутри он был перестроен в 1559—1590 гг. итальянскими архитекторами Андреа Авосталисом, Балдассаре Майо де Вомио, Джованни Марио Факони и Антонио Комета. Они построили новый жилой корпус, трехэтажную галерею с арками на колоннах расположили против него, а в углу, возле нового корпуса, сделали меньшую галерею с арками внизу и легкой восьмипролетной колоннадой с горизонтальным антаблементом наверху.
Для новых чешских замков XVI в. типичен прямоугольный план с расположением всех помещений вокруг центрального двора. Жилая часть замка стала больше, чем раньше, и располагалась на двух или трех сторонах двора. Четвертую сторону образовывала толстая стена.
Обязательной стала двух-трехэтажная галерея — аркада на одной, а иногда и на двух или трех сторонах двора. Большие прямоугольные окна располагались преимущественно в верхних этажах замка, все же придавая ему более дворцовый, чем крепостной вид.
Эта схема композиции свойственна большинству новых чешских замков рассматриваемого времени независимо от национальности архитекторов и требований владельцев.
Таков замок Нелагозевес, построенный в 1559—1614 гг. Хотя его основатель Флориан Гриспек пытался сделать замок похожим на французские, это сказалось лишь в появлении на четырех углах замка выступов, подобных крепостным бастионам, да в небольшой степени в трактовке ордера дворовой аркады. Указанная выше, типичная для чешских замков XVI в., схема композиции подчинила себе планировку этого замка.
Нелагозевес. Замок, 1558—1593 гг.
Литомышль. Замок, 1568—1573 гг. Д. Авосталис
Та же схема положена и в основу плана замка в Литомышле, построенного в 1568—1579 гг. итальянским архитектором Д. Авосталисом. Наиболее итальянскими по своему характеру являются трехэтажные галереи-аркады по трем сторонам двора и лоджия на верхнем этаже главного фасада; новой для чешских замков была акцентировка центра главного фасада порталом. Но типичны для чешской архитектуры: план замка, сложные по силуэту аттики и щипцы и роспись фасадов в технике сграффито — главного фасада в руст, а дворового — сложными сюжетными композициями.
Сады провинциальных дворянских замков обычно имели в XVI в. регулярную планировку, они располагались с боков или позади замка и сохраняли еще наряду с декоративными деревьями фруктовые деревья и виноградники.
Летние дворцы чешской аристократии в XVI в. редко окружались садами, однако примером такого сооружения был дворец в Кратохвиле (область Ческе Будейовице), построенный в 1582—1589 гг. архитектором Майо де Вомио на прямоугольном островке пруда в регулярном парке. Примером садового павильона XVI в. является ротонда в саду возле замка Йиндржихув Градец, построенная в 1592—1597 гг. архитектором Д. М. Факони, — круглое, покрытое куполом здание с примыкающими к нему галереями. Высокая коническая черепичная крыша с фонариком и слуховыми окнами придает этой постройке своеобразный чешский характер.
Йиндржихув Градец. Ротонда в парке замка, 1592—1597 гг. Д. Факони