Усадьбы Рюгорд, Хесселагергорд, Борребю, Эгесков. Ураниенборг, Обсерватория. Кронборг, Королевский замок - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Усадьбы Рюгорд, Хесселагергорд, Борребю, Эгесков. Ураниенборг, Обсерватория. Кронборг, Королевский замок

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура скандинавских стран > Архитектура Дании
Планы жилых домов в усадьбах.
Планы жилых домов в усадьбах.
1 — Рюгорд, ок. 1525 г.; 2 — Хесселагергорд, 1538—1550 гг.; 3 — Борребю, 1556 г.; 4 — Эгесков, с 1554 г.
    Обзор развития плана усадебного дома XVI в. следует начать с замка Рюгорд, заложенного на острове небольшого озера около 1525 г. Дом строился прочно: из кирпича, в два с половиной этажа, с гранитным фундаментом на сваях. К главному, самому высокому корпусу позже был пристроен спереди второй с выступающим въездом, еще один с южной стороны и, наконец, два боковых с запада и востока. Корпуса срастались не вполне органично, образуя внутренние углы; ступенчатые щипцы торцов врезались друг в друга, придавая постройке живописность. Узкие окна помогли во время Графской войны отразить нападение крестьян на усадьбу. В перекрытом крестовыми сводами нижнем этаже были расположены кухня и кладовые, выше — жилые покои и еще выше большой зал (7X20 м) с росписью на стенах и с каминами. Так выглядит сохранившийся Рюгорд, облик которого еще близок уходящей готике.
    Уже резко контрастирует с Рюгордом выстроенная также на острове усадьба Хесселагергорд (около 1538 г. — 1550 г.). Здесь сказалось знакомство с новым крепостным строительством. К двум углам прямоугольного высокого здания (как и в Рюгорде, в нем два с половиной этажа) примыкают низкие восьмигранные башни, в середине с другой стороны — четырехугольная с витой лестницей внутри въездная башня, перед которой раньше находился мост. Бойницы и машикули опоясывают стены под выступающей верхней частью постройки. Над входом был устроен «нос», с которого можно было лить на осаждающих горячую смолу.
    Строитель усадьбы был знаком и с новой итальянской архитектурой. Напоминают завершения некоторых венецианских ренессансных построек (например, скуолы Сан Марко) тройные, круглые наверху, расчлененные пилястрами и полуколоннами шипцы Хесселагергорда; стали больше двойные окна, близкие по формам к оконным проемам флорентийских палаццо или венецианского палаццо Вендрамин-Калерджи. Внутреннее расположение помещений осталось в общем таким же, как в Рюгорде, сохранились и здесь стенные росписи со сценами из сельской жизни и с батальными сценами.
    Дальнейшее развитие того же типа сооружений — усадьба Борребю (1556г.) с ее четырьмя четырехгранными башнями. Почти одновременно (с 1554 г.:) фельдмаршал Франц Брокенхуб строил на озере на сваях усадьбу Эгесков. В основу был взят ставший в середине века традиционным тип укрепленной усадьбы с двумя угловыми башнями (здесь башни-рондели) . Своеобразие этой постройки в том, что она состоит из двух зданий с одной общей длинной стеной. Оказавшиеся таким образом один возле другого щипцы, разные по форме, близки к ступенчатым щипцам готики. Но влияние Ренессанса здесь не менее сильно, чем в Хесселагергорде: на правильно расчлененных стенах симметрично расположены большие прямоугольные окна.
    Усадьбы второй половины XVI в. окончательно теряют свое оборонное значение. Бойницы и машикули превращаются в декоративные фризы и пояса, угловые башни становятся открытыми павильонами; надвратные башни отмечают лишь главный вход (сохраняя иногда витые лестницы внутри). Французское влияние ощущается в планах построек, определяемых проходящей через них главной осью, и в общей тяге к регулярности и симметрии. Характерным примером может служить усадьба Люструп (строившаяся с 1579 г.) с резко выраженной главной осью, с превратившимися в боковые павильоны-флигеля угловыми башнями, с завершенной шпилем башней над входом. К тому же архитектурному типу принадлежат усадьбы Ульструп и Нерлунд.
    Сложнее по плану, более близкий к замку, чем к усадьбе, Росенхольм, строившийся с 60-х годов XVI в. до начала XVII в. Перед старым трехбашенным корпусом был выстроен второй корпус нового типа с въездной башней и боковыми павильонами французского типа. Позднее (после 1580 г.) обе части были соединены боковыми корпусами, еще позднее была возведена башня внутри двора.
    В заключение следует упомянуть о единственном в своем роде сооружении: несохранившемся замке с обсерваторией, выстроенном на острове Вен астрономом Тихо де Браге и названном Ураниенборг. Судя по описаниям и рисункам, формы его были причудливы, образцом же для плана послужила вичентинская вилла Ротонда Палладио.
    На берегу Зундского пролива, там, где пролив очень узок, севернее города Хельсингера (Эльсинора), неизбежно вызывающего ассоциации с шекспировским Гамлетом, с давних времен стояла кирпичная крепость Кроген. В середине XVI в. крепость снесли и на ее месте построили загородную королевскую резиденцию, которая, оставаясь крепостью, должна была стать в то же время первым большим замком дворцового типа, не уступающим замкам Франции и других европейских стран.
Ураниенборг. Обсерватория на острове Вен. Проект Тихо де Браге
Ураниенборг. Обсерватория на острове Вен. Проект Тихо де Браге
Кронборг. Королевский замок на берегу Зундского пролива, 1574—1585 гг.
Кронборг. Королевский замок на берегу Зундского пролива, 1574—1585 гг.
    Строительство началось в 1574 г. под руководством Ганса Паске, по-видимому, немца. В 1581 г. заключенного в тюрьму по обвинению в злоупотреблениях Паске сменил Антониус Опберген из Нидерландов. Принимал участие в строительстве и некий итальянец Петр (роль каждого из них определить трудно). Церковь замка, получившего название Кронборг (коронный замок), была освящена в 1582 г., строительство в целом было закончено в 1585 г.
    Наряду с кирпичом, из которого строились дворянские поместья, а позднее и королевские замки, в Кронборге был применен привозный камень из Голландии, Норвегии и с острова Готланда.
    Кронборг стал первой монументальной резиденцией датских королей и единственным датским замком, облицованным тесаным камнем. Он получил форму почти правильного прямоугольника с башнями по четырем углам. Кроме того, со двора к середине южной стены замка примыкала самая высокая пятая башня. Отлична от других юго-западная угловая башня — четырехугольная в плане, низкая и широкая, с верхней площадкой для пушек.
    Главный вход на северной стороне отмечен воротами с порталом, фланкированным колоннами и богато украшенным резьбой по камню (первоначально ворота стояли отдельно перед рвом, через который был перекинут мост, позднее к ним были пристроены крепостные казематы).
    Замок был окружен с трех сторон валами и рвами с угловыми бастионами. Четвертая сторона, обращенная к морю, была первоначально более низкой, одноэтажной, не превышающей высоты бастионов; открывался широкий вид на море. Главное значение имели бастион Фредерика (перестроенный из устаревшего бастиона старой крепости), к которому вел подземный ход от ворот замка, и бастион с маяком на углу.
Королевские замки Кронборг — восточный фасад и план второго этажа; Фредериксборг — генплан и южный фасад второго двора
Королевские замки Кронборг — восточный фасад и план второго этажа; Фредериксборг — генплан и южный фасад второго двора
    Во времена Христиана IV Кронборг как государственная крепость защищал вход в проливы и напоминал о зундских пошлинах, как королевский замок — утверждал величие Дании.
    Большие серые плоскости стен, сложенных из тесаного камня (не говоря уже об окружающих рвах и бастионах), придают замку еще крепостной характер, но резной фриз над верхним этажом, расставленные над ним по крыше декоративные фронтоны, треугольные фронтончики над окнами, каменная резьба и колонны портала главного входа и, наконец, симметричность композиции всего сооружения свидетельствуют о том, что строители замка были хорошо знакомы с распространяющимся из Италии по всей Европе новым архитектурным стилем. Однако, заимствуя формы и детали из Северной Германии и Нидерландов, строители Кронборга применили их по-своему.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому