Архитектура конца XV и начала XVI вв. Гвадалахара, Дворец герцогов Инфантадо. Вальядолид, Коллехия Сан-Грегорио, Коллехия Санта Крус. Толедо, Госпиталь Санта Крус - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Архитектура конца XV и начала XVI вв. Гвадалахара, Дворец герцогов Инфантадо. Вальядолид, Коллехия Сан-Грегорио, Коллехия Санта Крус. Толедо, Госпиталь Санта Крус

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Испании
    Развитие нового стиля протекало в Испании на фоне очень стойких традиций готической и мавританской архитектуры.
Гвадалахара. Дворец герцогов Инфантадо, 2-я половина XV в. Фасад, фрагменты двора и фасада
Гвадалахара. Дворец герцогов Инфантадо, 2-я половина XV в. Фасад, фрагменты двора и фасада
    Ряд крупных гражданских и культовых зданий конца XV и начала XVI вв. отражает эволюцию испанского зодчества.
    В области гражданских сооружений выделяется дворец Герцогов Инфантадо в Гвадалахаре, построенный во второй половине XV в. предположительно под руководством зодчих Хуана и Энрике Гуае. Помещения дворца сгруппированы вокруг прямоугольного внутреннего двора. Характерной особенностью плана дворца является свободная группировка внутренних помещений, не связанная требованиями симметрии. Жилые и вспомогательные комнаты дворца соединены в отдельные группы, связанные внутренними лестницами и двухъярусной галереей, окружающей двор. Парадные залы, размещенные главным образом в верхнем этаже, образуют короткие анфилады. Внутренние лестницы, заключенные в замкнутые лестничные клетки, сравнительно скромны по размерам и обработке.
    Свобода и асимметрия характерны также и для композиции фасада, не имеющего четкого членения на этажи. В нижней части фасада господствует массив каменной кладки, поверхность которой украшена в шахматном порядке частыми четырехгранными выступами, создающими богатую игру светотени. В обрамлении портала главного входа, напоминающем обработку дверных проемов мавританских жилых домов, в очертании трехлопастных арок верхнего членения стены, в рисунке консолей, поддерживающих полукруглые балконы, и в других декоративных элементах отчетливо проявляется воздействие мавританского народного зодчества.
    Необычайной сложностью отличается декоративная разработка окружающей патио двухъярусной галереи. Многолопастные арки, витые колонны, фестончатая обработка краев арок — все это также относится к традициям мавританского зодчества. В то же время в разработке аркады обращает на себя внимание новый прием заполнения надарочных полей сложной декоративной композицией, составленной из геральдических элементов.
    В зданиях общественного назначения и в культовых зданиях конца XV и начала XVI вв. плановая основа оставалась прежней. Под влиянием новых художественных тенденций изменялся лишь облик зданий и декоративная отделка интерьеров. Большой популярностью начал пользоваться вынесенный на фасад мотив внутреннего убранства храма — резного экрана (ретабло), ограждающего запрестольное пространство. В разработке этого мотива испанские мастера с большой изобретательностью комбинировали мавританские и готические элементы, создавая своеобразные декоративные композиции.
Вальядолид. Коллехия Сан-Грегорио, закончена в 1492 г. Хуан Гуас и Матиас Карпинтер. Портал входа
Вальядолид. Коллехия Сан-Грегорио, закончена в 1492 г. Хуан Гуас и Матиас Карпинтер. Портал входа
    К числу наиболее характерных примеров новых художественных тенденций в архитектуре относится коллехия Сан-Грегорио в Вальядолиде (1492 г.) Хуана Гуае и Матиаса Карпинтера. В основу плана была положена традиционная схема с внутренним двором, вокруг которого группируются все помещения коллехии. Новые веяния сказались главным образом в декоре фасада и патио.
Вальядолид. Коллехия Сан-Грегорио, закончена в 1492 г. Хуан Гуас и Матиас Карпинтер. Фрагмент галереи двора
Вальядолид. Коллехия Сан-Грегорио, закончена в 1492 г. Хуан Гуас и Матиас Карпинтер. Фрагмент галереи двора
    В центре главного фасада на фоне гладких боковых стен выступает гигантский каменный щит, несомненно навеянный мотивом ретабло. Эта центральная часть фасада поражает ювелирной тонкостью декоративной обработки (приписываемой Хилю де Силоэ) и мастерством, с которым здесь спаяны воедино разнообразные декоративные элементы. Перспективный прием обрамления восходит к готической архитектуре. В то же время завершающая трехлопастная с фестончатой бахромой арка относится к числу излюбленных приемов мавританского зодчества. В верхней части фасада наряду с готическими статуями и завершением пилонов в виде пинаклей широко использованы геральдические элементы и по-новому трактованный растительный орнамент. Большая сложность и тонкость декора центра фасада коллехии Сан-Грегорио невольно вызывает ассоциации с ювелирной обработкой драгоценных металлов.
    Глубокое влияние местного мусульманского искусства не менее сильно проявилось в композиции внутреннего дворика коллехии.
Вальядолид. Коллехия Санта Крус, начата в 1487 г., перестроена Лоренцо Васкесом (после 1490 г.). Главный фасад и галерея двора
Вальядолид. Коллехия Санта Крус, начата в 1487 г., перестроена Лоренцо Васкесом (после 1490 г.). Главный фасад и галерея двора
    В этом и аналогичных по характеру сооружениях нет еще и в помине переработки итальянских ордерных форм. Однако уже в конце XV в. появились здания, в которых начало сказываться влияние античности и построек современных итальянских мастеров. Первоначально очень поверхностное, это влияние проявлялось главным образом в декоре фасадов, не затрагивая привычных плановых и конструктивных схем. Одним из первых сооружений, в строительстве которого воплотились новые художественные тенденции, явилась коллехия Санта Крус в Вальядолиде.
Толедо. Госпиталь Санта Крус, 1504—1514 гг. Энрико де Эгас. План
Толедо. Госпиталь Санта Крус, 1504—1514 гг. Энрико де Эгас. План
    Постройка ее, начатая в 1487 г. Хуаном де ла Риба и Педро Пулидо, велась ими с соблюдением привычных готических конструктивных и композиционных приемов. Кардинал Мендоза, руководивший постройкой и увлекшийся новыми художественными идеями, в 1490 г. передал ее молодому сеговийскому мастеру Лоренцо Васкесу. Не имея уже возможности изменить плановую и конструктивную основы здания, Лоренцо Васкес ввел в композицию фасада новые декоративные мотивы, несомненно, навеянные творчеством мастеров расцветавшего в Италии искусства Ренессанса. Очень симптоматична и замена стрельчатых арок полуциркульными в трехъярусной галерее двора.
    Сооружения переходного характера многочисленны в начале XVI в. В их композиции сочетаются ренессансные, готические и мавританские приемы. Для них характерно изобилие на фасадах тончайшей, почти ювелирной каменной резьбы.
    Новые веяния затронули даже такого убежденного приверженца готической школы, как знаменитый испанский мастер того времени Энрике де Эгас. По поручению кардинала Мендозы им был выстроен (1504—1514 гг.) госпиталь Санта-Крус в Толедо. Здание имеет форму греческого равноконечного креста. В длинных помещениях, образующих концы креста, размещены палаты, перекрытые мавританскими деревянными наборными потолками. В угловых частях здания — открытые дворики для прогулок. В центре всю высоту здания занимает часовня, перекрытая типичным мавританским сводом на перекрещивающихся арках.
Толедо. Госпиталь Санта Крус, 1504—1514 гг. Энрико де Эгас. Центральная часть фасада
Толедо. Госпиталь Санта Крус, 1504—1514 гг. Энрико де Эгас. Центральная часть фасада
    На фасаде здания из ренессансных деталей составлена очень своеобразная композиция главного входа. Здесь есть полуколонны, раскрепованные антаблементы, канделябры, картуши и сложные архивольты. Несмотря на применение этих ренессансных элементов, композиция входа напоминает готические перспективные порталы. Полуколонны первого плана сильно выступают вперед. Фантастический декоративный ордер с тонкими колоннами-балясинами, переходящий над антаблементом в полукруглый архивольт того же сечения, образует второй план. Плоские резные обрамления дверного проема и скульптурного тимпана уводят глаз еще глубже в толщу стены. Для фасада толедского госпиталя характерно пренебрежение к тектонической логике ордерных элементов. Например, над антаблементом внешних полуколонн портала вырастает продолжение ствола колонны, который, изгибаясь по дуге архивольта с гибкостью пенькового каната, внезапно меняет направление и переходит в вертикаль, завершаясь обычной капителью и антаблементом.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому