Архитектура конца XV и начала XVI вв. Саламанка, Дворец герцогов Монтеррей, Университет, Дом Салинас, Дом де Лос Муэртос («Дом мертвых»). Алькала де Энарес, Университет. Леон, Монастырь Сан Марко - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Архитектура конца XV и начала XVI вв. Саламанка, Дворец герцогов Монтеррей, Университет, Дом Салинас, Дом де Лос Муэртос («Дом мертвых»). Алькала де Энарес, Университет. Леон, Монастырь Сан Марко

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Испании
    В Саламанке, древнем городе старой Кастилии, находится много ярких образцов платереско. Огромный дворец герцогов Монтеррей был запроектирован в виде гигантского каре, окружающего внутренний двор.
    В проектировании дворца принимал участи Родриго Хиль де Онтаньон совместно с доминиканцем Мартином из Сант-Яго. Дворец был закончен в 1539 г. Угловые и средние башни составляют традиционную и характерную особенность объемной композиции.
Саламанка. Дворец герцогов Монтеррей, закончен в 1539 г. Родриго Хиль де Онтаньон и Мартин из Сант-Яго
Саламанка. Дворец герцогов Монтеррей, закончен в 1539 г. Родриго Хиль де Онтаньон и Мартин из Сант-Яго
    Если бы дворец был выстроен полностью, он был бы одним из крупнейших зданий Испании. По недостатку средств была осуществлена только одна из сторон гигантского каре. Простой гладкий низ здания контрастирует с очень сложно разработанным верхним ярусом, образующим галерею, украшенную пилястрами и арочными проемами. Для усиления декоративного эффекта к венчающему дорическому карнизу, с четким ритмом вертикалей триглифов, добавлено обычное готическое завершение — крестерия — ограждение из резного камня, с геральдическими и растительными мотивами. И здесь сочетание различных элементов создает новые стилистические качества.
    К числу наиболее ярких произведений платереско принадлежит здание Саламанкского университета — одного из древнейших и знаменитейших университетов Европы, основанного в начале XIII в.
Саламанка. Университет, закончен в 1529 г. Центральная часть фасада, фрагмент портала
Саламанка. Университет, закончен в 1529 г. Центральная часть фасада, фрагмент портала
Саламанка. Университет, закончен в 1529 г. План
Саламанка. Университет, закончен в 1529 г. План
    Дошедшее до нас здание строилось в эпоху католических королей и было закончено в 1529 г.
    Все внутренние помещения университета сгруппированы вокруг обширного центрального двора. Учебные помещения соединяются между собой внутренними переходами и галереей, окружающей двор. В планировке здания нет еще ничего принципиально нового. Традиционны конструктивные приемы — кладка стен из естественного камня, крестовые своды, деревянные наборные потолки. Новое ярко проявилось лишь в композиции фасадов, особенно главного, выходящего на площадь перед старым и новым соборами Саламанки. На суровой стене, сложенной из грубо отесанных камней, с толстыми швами, центральный выступ над главным входом подобен драгоценному ретабло тончайшей работы.
    Система пилястр и горизонтальных членений образует здесь четкий каркас, составляющий ведущую тему композиции. Скульптурная орнаментика лишь заполняет панели этого каркаса. Автор старался внести в композицию фасада ясную логическую закономерность. Горизонтальные пояса, постепенно расширяясь, завершаются широким резным парапетом. Этому ритму соответствует развитие орнаментального рельефа. Сплошная мелкая почти ювелирная насечка нижних панелей, заметно укрупняясь в средней части, создает постепенный переход к крупной, разреженной резьбе завершения. В центральном ризалите Саламанкского университета ордер является уже основной темой, а все готические элементы — лишь дополнительными декоративными вариациями.
    Репутацией города «платереско» Саламанка обязана также многим частным домам. К их числу относятся Каса де Салинас с открытой верхней галереей, сильно напоминающей палаццо Монтеррей, и малый дворец Фонсека — так называемый Дом мертвых с замечательной плоской резьбой, ренессансными наличниками окон и скульптурными бюстами в круглых медальонах (портретами умерших представителей этой знатной фамилии).
Саламанка. Дом Салинас
Саламанка. Дом Салинас
Саламанка. Дом де Лос Муэртос («Дом мертвых»)
Саламанка. Дом де Лос Муэртос («Дом мертвых»)
    К числу лучших произведений платереско относится также университет в кастильском городе Алькала де Энарес, близ Мадрида (1540—1553 гг.), построенный Родриго Хиль де Онтаньон.
Алькала де Энарес. Университет, 1540—1553 гг. Родриго Хиль де Онтаньон. Фасад, дворик, окно
Алькала де Энарес. Университет, 1540—1553 гг. Родриго Хиль де Онтаньон. Фасад, дворик, окно
    В Леоне — столице старинного испанского королевства — ярким произведением этого «ювелирного» стиля является монастырь Сан-Марко в окрестностях города. Строительство монастыря началось в 1514 г. На первой стадии в нем принимали участие Хуан де Орочко и Мартин Виллареаль. Окончание основных работ относится к 1549 г. В это же время в документах появляется имя Хуана де Бадахоз, который считается автором фасада. Монастырские помещения сгруппированы вокруг двух внутренних дворов. Справа к монастырю примыкает часовня. К заднему фасаду Хуаном де Бадахоз пристроено здание сакристии. В состав монастырского здания, помимо общих спален, входит трапезная и ряд вспомогательных и хозяйственных помещений. Обширная капелла имеет один неф, перекрытый крестовыми сводами. Длинный двухъярусный фасад монастырского корпуса расчленен пилястрами в первом этаже и колоннами — во втором.
Леон. Монастырь Сан Марко, 1514—1549 гг. Хуан де Орочко, Мартин Виллареаль, Хуан де Бадахоз. План, центральная часть главного фасада, фрагменты фасада и двора
Леон. Монастырь Сан Марко, 1514—1549 гг. Хуан де Орочко, Мартин Виллареаль, Хуан де Бадахоз. План, центральная часть главного фасада, фрагменты фасада и двора
    Ордер трактован чисто декоративно — покрытые гротесками пилястры опираются на промежуточный поясок и по существу лишь прикреплены к стене. Тонкие, сильно орнаментированные колонны верхнего этажа почти перерезаны в нескольких местах глубокими перехватами. От системы античного ордера осталась одна идея ритмических членений. Чисто изобразительная трактовка фасадной плоскости проведена очень последовательно. Раскреповка колонн, меняющийся рисунок капителей и консольные опоры пилястр показывают, что зодчий придавал этим элементам лишь декоративный смысл. Колонны, пилястры, филенки, раковины ниш, резной орнамент балюстрады, отдельные геральдические и скульптурные украшения сплошным ковром покрывают весь фасад. Вычурный фронтон в характере испанского барокко был возведен в начале XVIII в.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому