Бергамо, капелла Коллеони. Павия, Чертоза. Амадео. Леонардо да Винчи
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Милана и Ломбардии
Другим приверженцем исконных миланских традиций был Амадео.
Джованни Антонио Амадео (1447—1522 гг.) — архитектор и скульптор. Построил капеллу Коллеони в Бергамо (1470—1475 гг.); в 1481 г. привлекался к возведению купола Миланского собора; руководил строительством Павийской Чертозы (фасад — 1490—1498 гг.) и центрального двора Оспедале Маджоре. Работал в Лоди. Одновременно выполнил надгробие св. Ланфранко в церкви Сан Ланфранко близ Павии и, возможно, палаццо Боттиджелла в самом городе; в последние годы жизни участвовал в перестройке Павийского собора.
Амадео работал над огромным центральным двором Оспедале Маджоре, начатым в конце XV в. и завершенным в начале XVI в.
Наиболее значительным произведением Амадео считают капеллу Коллеони в Бергамо. Это здание столь же характерно для ломбардской архитектуры XV в., как капелла Пацци для флорентийской. Простая тосканская схема центрического сооружения с единым нерасчлененным пространством не выражена во внешнем облике. Изобильный декор, скульптурное убранство, ажурные галереи, розетки, узорчатые вставки и полихромность отделки зрительно разрушают цельность стенных поверхностей. Это как бы богатейшая резная мозаичная шкатулка из многоцветного мрамора, достигшая размеров архитектурного сооружения.
Бергамо. Капелла Коллеони, 1470—1475 гг. Амадео
Пристрастие Амадео к изобильному декору сказалось и в формах цветущей готики в апсиде и средокрестии Миланского собора, к строительству которого он был привлечен в 1481 г. Он продолжал его вместе с Дольчебуоно по традиционному плану Солари; при возведении восьмигранного купола собора привлекались для консультации Леонардо да Винчи, Браманте и Франческо ди Джорджо Мартини.
Павия. Чертоза. План комплекса и чертежи кельи, с 1481 г.
Важнейшим сооружением, в котором вместе с другими архитекторами и скульпторами участвовал Амадео, является Чертоза близ Павии — монастырь ордена картезианцев. Церковь — трехнефную базилику с двумя рядами капелл и развитым хором — строил Солари.
Первый этаж главного фасада собора был выполнен в 1490—1498 гг. Амадео (руководившим постройкой Чертозы с 1481 г.). Портал, в котором применены античные формы, выстроен Бенедетто Бриоско, а верхняя часть фасада — Кристофоро Ломбардо в XVI в.
Павия. Чертоза. Аркада монастырского двора (видны домики-кельи), с 1481 г.
Павия. Чертоза. Фрагмент фасада церкви
Расточительность декора доходит здесь до предела. Покрыв все поверхности стен, пилястр, наличники окон и даже цоколь бесчисленными декоративными элементами из разноцветного мрамора, резьбой и скульптурами, Амадео сумел придать фасаду своеобразную цельность. Влияние Амадео сказалось, по-видимому, и в декоративной терракотовой обработке большого и малого монастырских дворов Чертозы, скульптурные украшения которых Вентури приписывает тому же Амадео, а другие исследователи — Ринальдо де Стаурису. Вокруг двора располагались домики-кельи монахов с индивидуальными садиками.
В годы правления Лодовико Сфорца (1480—1499 гг.), прозванного Моро (мавр), соперничавшего с Флоренцией не только в политике, но и в области искусств, Милан стал одним из наиболее передовых очагов итальянской культуры; сюда переместился и центр развития архитектуры.
Наряду с ломбардскими мастерами (Амадео, Солари и др.) здесь работали Франческо ди Джорджо Мартини и Леонардо да Винчи. Последний привез в Милан не только достижения флорентийского зодчества, но и свои собственные оригинальные архитектурные замыслы.
Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.) — ученый, художник, скульптор, инженер и фортификатор, автор теоретических трактатов на многие темы (сохранились в набросках). Родился во Флоренции, где учился в мастерской Вероккио. Значительная часть творческой жизни Леонардо прошла в Милане (1482—1499 и 1507—1513 гг.) за исключением нескольких лет, вновь проведенных во Флоренции (1499—1506 гг.), краткосрочного пребывания в Риме (в 1513 г.) и последних лет жизни во Франции, куда он был приглашен Франциском I (с 1516 г.) и где умер.
Существенно, что при удивительной разносторонности своих дарований и творческих интересов Леонардо называл себя прежде всего архитектором. Так же обычно именовали его и заказчики. Между тем практически его строительная деятельность ограничилась лишь инженерными сооружениями.
За исключением не дошедших до нас гидротехнических, ирригационных и фортификационных сооружений и работ по достройке Миланского и Павийского соборов (в качестве консультанта и участника многочисленных конкурсов) мы не знаем достоверных построек Леонардо да Винчи. Тем не менее его влияние на современную итальянскую архитектуру (через посредство творчества Браманте) гораздо сильнее, чем это обычно думали. Градостроительные и архитектурные замыслы, сохранившиеся в графическом и литературном наследии Леонардо, входят в число наиболее ценных и жизненных сокровищ итальянского Возрождения.
Леонардо впервые разработал принципы, которые и сейчас составляют основу системы обводнения этой части Италии; им впервые в истории были сделаны наброски районной планировки. Уже на склоне лет, живя во Франции, он создал проект ирригационных сооружений и систему соединительных каналов между Сеной и Луарой.
В многочисленных архитектурных набросках Леонардо, его чертежах и записях, подготовлявшихся им для трактата по архитектуре и разбросанных ныне по многим музеям мира, заключено колоссальное богатство замыслов, воплотивших важнейшие архитектурные идеалы того времени и во многом предвосхитивших последующее развитие итальянского зодчества. У Леонардо впервые встречается новое, очень широкое понимание проблем архитектуры, причем в рассмотрении этих проблем он уходит вперед, в будущее, намечая их новое решение.
Леонардо интересовали градостроительные проблемы, инженерные сооружения, различные виды и типы зданий, их конструкции. Он изучал построение внутреннего пространства в неразрывной связи с его внешним выражением в объемах здания как результат органичного решения конструктивных проблем. Именно у Леонардо мы находим ясное представление об эстетических категориях, которые фактически отстоялись только на высшем, синтезирующем этапе развития итальянской архитектуры в первой четверти XVI в.
Среди многочисленных эскизов Леонардо имеются наброски идеального города, впервые вышедшие за рамки отвлеченной геометрической схемы. Он задумывался о социальной организации города и о функциональном разделении его транспорта, для которого сочинял многоярусные улицы с каналами для грузовых барж в уровне подвалов.
Об интересе мастера к сводам и куполам свидетельствует группа рисунков, включающая аналитические эскизы зданий (церкви Сан Лоренцо в Милане, Сан Спирито во Флоренции и др.); зодчий разрабатывает тему купола на круглом, квадратном и восьмигранном основании применительно к сооружениям самой различной планировки.
Большое количество изысканий и записей в области конструкций и их статического равновесия говорит о том, что этой теме Леонардо собирался посвятить целый раздел трактата.
Леонардо да Винчи, архитектурные рисунки
Леонардо да Винчи, архитектурные рисунки
Особенно подробно (практически во всех возможных вариантах) разработаны центрально-купольные сооружения. Леонардо первый глубоко занялся разработкой композиции центрических сооружений как практической проблемой, ожидавшей реализации, сочетая конструктивную сторону задачи с художественной.
Архитектурно-строительные идеи и замыслы Леонардо да Винчи, связанные с центрической композицией, надо полагать, в той или иной мере были известны Браманте. Оба мастера не только одновременно прожили ряд лет в Милане, но и неоднократно вместе участвовали в различных конкурсах, консультациях и экспертизах важнейших строительств. Имя Браманте встречается в рукописях великого флорентийца, строго относившегося к своим современникам и мало кого удостоившего упоминанием в своих работах.