Творчество Браманте. Возрождение в Риме - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Творчество Браманте. Возрождение в Риме

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Пути развития итальянской архитектуры в XV-XVI вв.
    Имя Донато Браманте почти олицетворяет собой в архитектуре понятие, которым обычно выделяют в итальянском Возрождении время с 1500 до конца 1520-х годов, так называемое Высокое Возрождение. В чем особенность этого короткого отрезка времени в истории итальянского Ренессанса?
    Но сначала о самом термине. Для науки XIX в., начиная с Буркгардта, отход от больших традиций архитектуры Возрождения первой трети XVI в. означал лишь разложение «высокого» стиля. Такая точка зрения легла в основу ставшего традиционным деления итальянского Ренессанса на периоды — ранний, высокий и поздний. Принцип трехчастной периодизации Возрождения был развит Вельфлиным в его учении о якобы трех имманентных фазах развития стиля (архаика — классика — барокко). В этой схеме «высокое» Возрождение — для Вельфлина — период «классики». Новые исследования затронули главным образом позднее Возрождение, в котором стали видеть особый стиль, связанный с течением «маньеризма». Резкое выделение «высокого» периода («классики») первой трети XVI в. при этом сохранялось.
    Различия между архитектурой до и после конца 1520-х годов настолько глубоки и принципиальны, что позволяют рассматривать общий ход развития итальянской архитектуры XV—XVI вв. в целом как двухчастный. Что касается характеристики «высокого» периода по отношению ко всему кватроченто как «классики» Возрождения, то эта градация, во многом убедительная для изобразительных искусств, не находит достаточной почвы в архитектуре. Классику — в качественном смысле термина — авторы видят в произведениях не только мастеров «золотого» века, но и Брунеллески. То, что действительно выделяет время от 1500 до 1530 года в культуре и искусстве итальянского Возрождения — это новый характер, форма и сила того же общего процесса, достигающего теперь своей кульминации. Он получает новый географический центр и иную более обширную сферу распространения.
    Новая культура Возрождения в начале XV в., первично распустившись во Флоренции, в течение первой половины века оставалась чисто тосканским явлением, захватив и тесно связанные с Флоренцией другие города Тосканы — Сиену, Лукку, Пизу, Ареццо, Пистойю, которые и позже оставались верными флорентийской художественной школе, сохраняя и свои местные особенности. Затем во второй половине XV в. возникли разрозненные очаги новой гуманистической культуры — «брызги» Возрождения Флоренции — в резиденциях провинциальных герцогов-тиранов в Римини, Урбино, Мантуе, Неаполе. К концу века волна нового искусства Возрождения, преимущественно в декоративных формах, стихийно захватывает Ломбардию с ее стойкой романской традицией.
    Здесь, в Верхней Италии, определяются четыре территориальные зоны этого искусства: Болонья и Феррара с их традиционной строительной керамикой и характерным сочетанием терракотовых деталей с кладкой из кирпича и маломерного камня; далее, центральная и восточная части с городами Вероной, Брешией, Падуей, Виченцей, где также типична маломерная каменная и кирпичная кладка. Особо стоит сама Венеция с ее исконным тяготением к византийскому Востоку, в этот период лишь слабо затронутая новым движением. Наконец, герцогский Милан и западная часть Италии. Для всех этих провинциальных очагов новой культуры Флоренция сохраняла значение безусловного центра и носителя передовых форм и идеологии.
    К концу века положение меняется. Происходит перемещение центра культура Возрождения в Рим, что полностью определяется в период с 1480-х годов до примерно 1510 года. Первые искры гуманистической культуры Возрождения заносятся сюда в середине XV в. во многом в связи с деятельностью здесь Альберти. Папы в лице таких гуманистов, как Николай V, Пий II Пикколомини, становятся носителями гуманистической идеологии. Дело восстановления Рима после вековой разрухи и культурного одичания (в связи с авиньонским пленением пап) вырастает в глазах передового общественного мнения в оплот осуществления вековой мечты итальянской культуры — возрождения великого прошлого Pax Romana и Рима как столицы мира.
    Рим, веками стоявший на обломках античности, теперь возрождал ее величие. Впервые архитектура Возрождения практически стояла перед задачами крупного градостроительного диапазона, такими как комплекс Ватикана и огромный собор св. Петра, как создание парадной застройки целой улицы, в связи с этим — разработка нового типа представительного городского дворца.
    Новые задачи требовали переосмысления прошлого опыта архитектуры Возрождения в духе большей монументальности, обогащения художественных возможностей и гибкости самого языка классических форм, полноты и силы их звучания. Элемент пластической выразительности и одновременно лаконизма ордерных форм становится ведущим; впервые в Темпьетто (Браманте) зодчий Возрождения обращается к дорическому ордеру, чтобы в этой маленькой постройке воплотить идеал совершенного, пластически прекрасного объема. Римская традиция, строительная и художественная, по-новому оживает в новом критерии масштаба, в котором теперь прямо звучит масштаб древних сооружений Рима, в самой технике литого бетона, как ее понял тот же Браманте в конструкциях нового собора св. Петра. Эти достижения были результатом глубокого синтеза творческого наследия зодчих кватроченто, и прежде всего высокого идейного подъема передовых национальных сил итальянской культуры и искусства, их сплочения в задаче восстановления Рима, в чем многие тогда хотели видеть начало национального единения.
    Перед лицом нараставшей угрозы иностранного порабощения и в стремлении к почти неизвестному тогда в Италии внутреннему миру восстановление Рима вырастало в общепатриотическое дело Италии, в котором Возрождение, его искусство и архитектура приходят к своим кульминационным достижениям. Впервые Возрождение поднимается до создания общеитальянского монументального стиля архитектуры. Формы строгой классики становятся его объединяющим, национальным началом; устанавливается единый ордерный язык архитектуры. Стремление к единству, беспочвенное в общественной и политической жизни Италии той эпохи, с тем большей силой осуществлялось в области архитектуры и монументального искусства. Очевидно, мы должны говорить о периоде короткой кульминации Возрождения (1500 — конец 1520-х гг.), которая приводит к созданию большого национального стиля архитектуры, чтобы затем быть резко оборванной постигшими страну трагическими событиями 1527 г. и последующим крутым поворотом в общей социально-политической обстановке страны.
    По существу здесь лежит и замыкающая грань того большого культурного потока, который берет начало во флорентийском ринашименто и обрывается в Риме начала XVI в. в момент своей наибольшей полноты. То, что последовало, уже не было общим потоком. Оно представляло собой множество различных спутанных течений, в которых человеческий идеал классики, теперь иначе понятый и трактованный, составлял лишь один из компонентов новой, глубоко противоречивой эстетической доктрины. То, что обычно называют «поздним» Возрождением, уже не было таковым по своей идейно-художественной природе. Мы видим здесь традицию Возрождения, выступающую в новых формах и образах, которые создает итальянская архитектура XVI столетия. И лишь на севере в культуре и искусстве Венеции, давшей последнего зодчего-классика Италии — Палладио, Возрождение переживает свое позднее яркое цветение.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому