Рим. Жилые дома XV в. Браччано. Замок Орсини
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Рима
Рядовые жилые дома Рима свидетельствуют о чрезвычайно скромном применении ордера в массовом строительстве. Однако возможно, что крупные дворцы, например палаццо Канчеллерия, оказали влияние и на этот тип зданий и ордер появляется в таком сравнительно скромном сооружении, как палаццо деи Турчи на улице дель Говерно Веккио, точно датированном надписью (1500 г.).
Рим. Жилые дома XV в. 1 — Каза Вакка (ныне разрушен) на улице делла Виньячча; 2 — каза ди Фьямметта на улице деи Коронари; 3—дом на улице деи Банки; 4 — палаццетто деи Турчи, 1500 г. на улице дель Говерно Веккио, 1500 г.; 5 — блокированный дом на улице дель Консолато
Прямоугольное пятиэтажное палаццо не имеет светового двора вследствие своих небольших размеров и углового расположения. Над лестничной клеткой — открытая терраса с голубятней над ней. Цокольный (или первый) и второй этажи рустованы и представляют собой как бы основание, на котором возвышается стена, ритмически расчлененная двумя ярусами пилястр (последний ярус соответствует двум этажам). Пилястры, карнизы и оконные обрамления выполнены из травертина, основные плоскости стен — кирпичные, неоштукатуренные. Полуциркульные окна третьего (главного) этажа имеют прямоугольные обрамления (ср. палаццо Канчеллерия). Интересно, что из-за отсутствия двора колодец устроен в единственном общем помещении первого (цокольного) этажа — вестибюле.
Кардинальские дворцы — первые примеры богатого жилого и официального репрезентативного строительства в Риме, хотя и не достигают типологической зрелости флорентийских палаццо, — все же имеют характерные особенности. В них отсутствует строгая регулярность, план асимметричен, двор не имеет важного значения в композиции. Выступающий руст заменен здесь тесаным камнем; в чередовании простенков и проемов допускается большая свобода, метричность их расположения не так строга. Отсутствует богато профилированный карниз — его четкие линии не заменили еще традиционное для средневековых укрепленных жилищ зубчатое завершение стены, вынесенное вперед на машикулях.
Римская архитектура в значительно большей степени, чем тосканская, определялась влиянием античных памятников, в изобилии сохранившихся кругом и нередко служивших основанием для новых зданий и источником строительных материалов и деталей. Аркады дворов римских палаццо, опирающиеся на восьмигранные столбы или сочетающиеся с ордером по типу аркад Колизея, массивнее, чем аркады Тосканы. Та же монументальная массивность свойственна церковным портикам, и в Риме особенно сильно сказывается в церковных интерьерах. Достаточно сравнить планы церквей Брунеллески (Сан Лоренцо, Сан Спирито во Флоренции) с планами римских церквей, построенных в середине и второй половине XV в. (Сан Пьетро ин Монторио, Санта Мария делла Паче, Санта Мария дель Пололо и др.), чтобы увидеть, насколько сильны в них традиции, восходящие к бетонно-каменной технике античных сооружений.
В отличие от Флоренции, где фасады церквей часто оставались незаконченными, в Риме большое значение придавалось фасаду и устройству торжественного входа; портиков, порталов, паперти. Хотя фасады некоторых церквей (Санта Мария дель Пололо, Сант Агостино) заставляют вспомнить и о приемах расчленения стены, применных Альберти и Росселино, их лишенные заметного руста плоскости со свободно расставленными пилястрами резко отличаются от подчиненных строгому ордерному ритму фасадов палаццо Ручеллаи во Флоренции или Пикколомини в Пиенце.
Фасады римских церквей сильно отличаются и от их более ранних предшественников, разбросанных по Италии и повторяющих по большей части композицию римской триумфальной арки. Влияние древнеримских традиций на архитектуру Рима XV в. заметно и в ее крупном масштабе.
Строительство в конце XV и начале XVI вв. велось не только в самом Риме, но и за его пределами. Представители старой римской аристократии, получившей новое общественное значение вместе с высокими церковными должностями, возводили в своих владениях укрепленные жилища-замки. Сохраняя еще снаружи грозный крепостной облик, эти сооружения внутри были комфортабельны.
Браччано. Замок Орсини. Стены
Браччано. Замок Орсини. Потолок зала
Таков замок Орсини (ныне Одескальки) у озера Браччано. Это суровое и величественное сооружение, включившее более ранние укрепления, было построено в 1470—1485 гг. и сохранилось почти без изменений. Углы треугольного в плане замка защищены стройными цилиндрическими башнями; стены прорезаны двумя рядами готических окон; двор, как и в городских палаццо, окружен аркадами на стройных колоннах; красивая, свободно скомпонованная наружная лестница ведет на верхнюю обводную галерею.
Браччано. Замок Орсини, 1470—1485 гг. Общий вид
Браччано. Замок Орсини. Дворик