Архитектура Северной Италии. Джулио Романо
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1520—1580 гг. > Архитектура Северной Италии
Если в XV в. гуманизм и новые течения в архитектуре (как и во всех видах искусства) проникали на север с большим запозданием, то теперь здесь значительно дольше сохранялась вольная атмосфера Возрождения.
Разумеется, социально-экономические и политические условия в отдельных городах были далеко неодинаковы. Так, в Мантуе, где обосновался Джулио Романо, в придворной обстановке маленького провинциального княжества, быстро развернулись противоречивые особенности мастера, едва лишь угадываемые в его римских постройках первой четверти века и сближавшие его творчество с маньеризмом.
В Генуе, некогда соперничавшей с Венецией в заморской торговле, главным заказчиком было купечество. Здесь Алесси создал своеобразный тип полудворца-полувиллы, приспособленный к крутому рельефу города, раскинувшегося на скалистых склонах вокруг гавани.
В Падуе, одном из старейших университетских городов Италии, господствовавший дух кабинетной учености и гуманизма явственно отразился на творчестве строившего там Фальконетто.
В Вероне, входившей в материковые владения Венеции, но сохранившей относительную самостоятельность, протекала деятельность Санмикели, верного традициям римской классики начала века.
Но главная, определяющая роль в архитектуре Северной Италии принадлежала в XVI в. Венеции. Венеция очень мало считалась с авторитетом папы и служила прибежищем всего передового и прогрессивного. После 1527 г. вместе с Сансовино сюда проник классический стиль римской архитектуры начала века. Перерабатывая этот архитектурный стиль в своеобразных условиях города, Сансовино создал новый вариант дворца, в котором отразились особенности местного быта и вкусы венецианской знати. Деятельность Сансовино, окончательно оформившего центр Венеции, подготовила почву для Палладио, в творчестве которого гуманистическая архитектура Италии пережила последний предзакатный расцвет.
Джулио Романо — любимый ученик и помощник Рафаэля как в станковой живописи, так и в росписях — был его учеником и в архитектуре.
Джулио Романо, единственный из крупных архитекторов Возрождения, родился в Риме и вырос среди античных развалин. Не удивительно, что могучие формы древних сооружений и руин очень рано появились в архитектурных фонах его фресок (начиная с первых тематических росписей в лоджиях Ватикана) и не исчезли из его живописи до конца жизни.
Джулиано Пиппи Романо (1499—1546 гг.) поступил в мастерскую Рафаэля в десятилетнем возрасте и был в числе его помощников в период росписи виллы Фарнезина, ватиканских лоджий и станцы дель Инчендио. Четвертая станца, так называемый зал Константина, выполнена им и другими учениками после смерти мастера. В то же время (1520—1522 гг.) он вместе с Джованни да Удине продолжал строительство и отделку помещений виллы Мадама.
В Риме Дж. Романо построил два палаццо: Альберини (1523 г.) и Маккарани (1535 г.), помещения у площади св. Петра для начальника папской канцелярии Жиберти, виллу на Яникуле для Балтазара Турини из Пешии (в XVIII в. перешедшую к кардиналу Ланте и по его имени получившую свое название).
С 1524 г. и до смерти Дж. Романо работал в Мантуе, где в 1526 г. назначен смотрителем всех сооружений герцогов Гонзага, а затем получил должность «смотрителя улиц» города. Он строил и расписывал (вместе с помощниками) палаццо дель Те (1526—1534 гг.) и ряд помещений в герцогском замке (1536—1539 гг.). Романо возвел палаццо ди Джустиция, двое ворот в герцогском замке и большой двор, так называемый Кавалерицца (1538—1539 гг.). Кроме того, им перестроены церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи (1539 г.) и мантуанский собор (1544 г.), а также выстроен собственный дом (около 1544 г.).
Практическую работу в области архитектуры Джулио Романо начал строительством виллы Мадама, которое он вел в соответствии с эскизами учителя до 1522 г., когда работы были приостановлены. Но судить об архитектурном мастерстве и направлении Дж. Романо в тот период можно на основании лишь двух палаццо — Альберини (позднее принадлежал Чиччапорчи) и Маккарани, очень похожих друг на друга.
На очень простом, крупно рустованном первом этаже палаццо возвышаются два других; стена их расчленена плоскими углубленными прямоугольными рамками (типа филенок). Мощная рустовка стены, приземистые формы основных окон первого этажа, несомненно, восходят к Браманте (ср. начатое им здание Трибунала). Но своеобразная безордерная обработка верхних этажей, целиком строящаяся на углубленном рельефе, — нововведение молодого мастера.
Балтазар Кастильоне, известный гуманист, бывший близким другом Рафаэля, уговорил Дж. Романо перебраться в Мантую на службу к герцогу Федериго Гонзага. Одновременно с неутомимой работой в области фресковой живописи мастер возвел здесь сооружения, в которых отражены некоторые важные тенденции, намеченные в начале века в Риме, а также и совершенно новые черты, свидетельствующие о новых художественных идеалах общества и о ярком своеобразии таланта мастера.
Здания Дж. Романо в большой мере определили облик Мантуи. Этот маленький городок, в котором жили и работали такие великие мастера раннего Возрождения, как Альберти и Мантенья, украсившие ее своими произведениями, — не без основания нередко называют теперь городом Джулио Романо.