Пиенца. Центральный ансамбль. Росселино - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Пиенца. Центральный ансамбль. Росселино

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки
    Бернардо Росселино — член семьи потомственных строителей и скульпторов Гамберелли, работал во Флоренции как архитектор и скульптор.
    Росселино (1409—1464 гг.) был главным архитектором собора Флоренции, достраивал фонарь его купола. Он работал также в Фабриано, Эмполи и Пистойе. Его архитектурные работы: фасад церкви Мизерикордиа в Ареццо (1433—1435 гг.), палаццо Ручеллаи во Флоренции (по проекту Альберти 1446 г.), ансамбль в Пиенце (1459—1463 гг.). В Риме Росселино приписывают кроме не сохранившихся работ для папы Николая V и хора собора св. Петра палаццо Венеция, фасад церкви Сан Марко, лоджию Сан Пьетро; в Сиене — палаццо Пикколомини и палаццо Неруччи.
    Наиболее значительным произведением Росселино является ансамбль городской площади в Пиенце, небольшом итальянском городе, названном по имени папы Пия II (Эней-Сильвий Пикколомини), который благоустроил и реконструировал свой родной город Корсиньяно.
    По первоначальному замыслу должен был перестраиваться весь город: урегулирована трассировка улиц, расширены перекрестки, возведены новые дома. По повелению Пия II прелаты покупали в Пиенце землю и сооружали дворцы в соответствии с общим проектом реконструкции. Кроме того, во многих случаях фасады старых домов перестраивали по новой моде. Однако строительство города велось интенсивно лишь в течение пяти лет и было почти прекращено после смерти папы (1464 г.).
    Пиенца расположена на плато, понижающемся к югу, в сторону крутого обрывающегося берега реки Орчи. С востока на запад город прорезает главная улица. Почти в центре расположена главная площадь, на которую выходит собор, дворец Пикколомини, дом епископа с примыкающими к нему домами каноников (построенными еще до реконструкции) и палаццо Комунале (ратуша). Главная улица подходит к площади, не нарушая целостности пространства.
Пиенца, 1450—1463 гг. План города и план центрального ансамбля. Росселино
Пиенца, 1450—1463 гг. План города и план центрального ансамбля. Росселино
    Центральный ансамбль, созданный Росселино, сочетал средневековые традиции с новыми требованиями и вкусами. Площадь раскрыта по сторонам собора на заречные просторы, подобно флорентийским картинам кватроченто, показывающим природу через окно или распахнутую дверь. Ансамбль почти симметричен в плане, но каждая сторона площади имеет свой архитектурный облик и своеобразную композицию. Росселино пользовался приемом сложного, на первый взгляд, живописно свободного, а в действительности — тонко рассчитанного сочетания зданий, различных по объему, характеру членений и пропорций. Главные и подчиненные сооружения ансамбля четко выделены посредством их расположения, ритма, членений различной масштабности, пластической обработки фасадов и т.д.
    Собор с колокольней поставлен по оси площади перпендикулярной главной улице. Как и подобает главному сооружению города, он имеет монументальный симметричный фасад. В то же время архитектор подчеркнул и значение дворца Пикколомини, властителя города и округи. Плотный массив здания приобретает особую значительность благодаря угловому расположению и спокойному ритму убывающих ордерных членений. Кроме того, здание акцентировано поставленным у его угла изящным колодцем. Расположенный напротив епископский дворец связан по своей масштабности с рядовой застройкой города и подчиняется первым двум сооружениям благодаря более простой пластической обработке и резко убывающему ритму членений. Палаццо Комунале также связано по масштабу с жилой застройкой, но его общественное значение выявлено глубокой аркадой первого этажа и традиционной башней.
    Все сооружения, окружающие площадь, в том числе и собор, облицованы одним материалом — травертином, и только северная стена собора и верхние ярусы кампанилы облицованы белым камнем, который использован также и для полос замощения площади, подчеркивающих ее трапециевидную форму.
    Собор в Пиенце по желанию папы спроектирован как церковь зального типа с нефами разной высоты и с хором, окруженным капеллами. И центральный, и боковые нефы перекрыты вспарушенными крестовыми сводами с резко выделенным нервюрным каркасом. Квадратные столбы, поддерживающие своды, расчленены по готическому принципу на пучки тонких полукруглых колонок. Несмотря на новую композицию собора, в его мрачном, плохо освещенном интерьере много средневекового.
    Композиционные приемы Альберти получили дальнейшее развитие в трехчастном членении главного церковного фасада, увенчанного высоким треугольным фронтоном, в применении ордерных форм в прямоугольных порталах входов, в проработке деталей и в общей монументальности.
    Росселино создал своеобразную систему так называемого «вписанного» ордера: между основными опорными элементами, широкими лизенами или пилястрами, объединяющими всю плоскость фасада, расположен более мелкий поярусный ордер, подчеркивающий масштаб здания. Но такая композиция, получившая дальнейшую разработку в XVI в., главным образом в Венеции, применена у Росселино недостаточно последовательно: карниз фронтона над поддерживающими его лизенами раскрепован нелогично; большие лизены на уровне первого яруса пересекаются антаблементом малого ордера. Эти недостатки объясняются незрелостью стиля, желанием соединить противоречивые принципы готического церковного фасада с ордерной системой.
    Вместе с тем фасад собора производит спокойное, монументальное впечатление, а свободное применение ордера зрительно усиливает мощность стены.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому