Венеция. Развитие. Планировка. Жилые дома XVI в. - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Венеция. Развитие. Планировка. Жилые дома XVI в.

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1520—1580 гг. > Архитектура Северной Италии
    Совершенно особую окраску приобрело творчество мастеров, работавших в Венеции, — одном из важнейших центров умственной и художественной жизни Италии XVI в. Здесь к этому времени сложилась исключительно своеобразная и высокая архитектурная культура, неразрывно связанная с историей города, спецификой его строительства и особенностями венецианского быта.
    Венеция поражала множество приезжих и иностранцев широтой международных связей, огромным числом кораблей, стоявших на якоре в Лагуне и у причалов посреди города, экзотическими товарами на набережной деи Скьявони и дальше, в торговом центре Венеции (у моста Риальто). Поражала пышность церковных празднеств и гражданских церемоний, превращавшихся в фантастические морские парады.
    Вольный воздух Возрождения и гуманизма не был скован в Венеции режимом контрреформации. На протяжении всего XVI в. здесь сохранялась свобода вероисповедания, более или менее свободно развивалась наука и расширялось книгопечатание.
    После 1527 г., когда многие гуманисты и художники покинули Рим, Венеция стала их прибежищем. Сюда приехали Аретино, Сансовино, Серлио. Как в Риме, а перед тем во Флоренции, Урбино, Мантуе и др., здесь все более развивалось меценатство и страсть к собиранию рукописей, книг, произведений искусства. Венецианская знать соревновалась в украшении города прекрасными общественными зданиями и частными дворцами, расписанными и украшенными скульптурой. Общее увлечение наукой выражалось в публикации ученых трактатов, например труда по прикладной математике Луки Пачоли «О божественной пропорции», изданного еще в 1509 г. В литературе процветали самые различные жанры — от эпистолярного до драматического.
    Замечательных высот достигла в XVI в. венецианская живопись. Именно здесь в многофигурных композициях Карпаччо (1480—1520 гг.), одного из первых подлинных пейзажистов, в грандиозных праздничных полотнах Веронезе (1528—1588 гг.) зарождалось искусство цвета. Неисчерпаемую сокровищницу человеческих образов создал гениальный Тициан (1477—1576 гг.); высокого драматизма достиг Тинторетто (1518—1594 гг.).
    Не менее значительны были и сдвиги, происшедшие в венецианской архитектуре. В рассматриваемый период сложившаяся в Тоскане и Риме система художественно-выразительных средств приспособлялась к местном потребностям, а локальные традиции сочетались с римской монументальностью. Так слагался в Венеции совершенно своеобразный вариант классического стиля Возрождения. Характер этого стиля определялся, с одной стороны, устойчивостью византийских, восточных и готических традиций, оригинально переработанных и прочно усвоенных консервативной Венецией, а с другой стороны — неповторимыми особенностями венецианского ландшафта.
    Исключительность расположения Венеции на островах среди лагуны, теснота застройки, лишь местами перебиваемой небольшими площадями, беспорядочность прорезывающей ее сети каналов и узких, порой меньше метра шириной, улиц, соединенных многочисленными мостами, главенство водных путей и гондол, как основного вида транспорта, — вот наиболее характерные черты этого уникального города, в котором даже маленькая площадь приобретала значение открытого зала.
Венеция. План
Венеция. План
1 — площадь Сан Марко; 2 — пьяцетта; 3 — мост Риальто; 4 — кампо Санти Джованни э Паоло и скуола Сан Марко; 5 — арсенал; 6 — церковь Сан Джорджо Маджоре; 7 — церковь Иль Реденторе; 8 — скуола Сан Рокко; 9 — кампо Сан Паоло; 10 — мост у Академии; 11 — церковь Сан Микеле; 12 — церковь Санта Мария деи Мираколи; 13 — церковь Сан Сальваторе; 14 — церковь Санта Мария делла Салюте. Дворцы: а — Дукале (дворец Дожей); б — Тревизани; в — Контарини-Фазан; г — Дарио; д — Корнер делла Ка Гранде; е — Кавалли; ж — Редзонико; з — Пизани; и — Контарини делле Фигуре; к — Мочениго; л — Корнер-Спинелли; м — Гримани; н — Манин; о — деи Камерленги; п— Корнер-Мочениго; р — Ка д’Оро
    Его облик, сохранившийся и до нашего времени, окончательно сложился на протяжении XVI в., когда Большой Канал — главная водная артерия — был украшен рядом величественных дворцов и окончательно определилась застройка главного общественного и торгового центров города.
Венеция. Дом на набережной Росса; справа — один из каналов
Венеция. Дом на набережной Росса; справа — один из каналов
    Сансовино, правильно поняв градостроительное значение площади Сан Марко, раскрыл ее на канал и лагуну, найдя необходимые средства для выражения в архитектуре самой сущности города как столицы мощной морской державы. Работавшие после Сансовино Палладио и Лонгена завершили формирование городского силуэта, поставив в решающих планировочных точках города несколько церквей (монастырь Сан Джорджо Маджоре, церкви Иль Реденторе и Санта Мария делла Салюте). В основной массе городской застройки, являющейся фоном для многих уникальных сооружений, воплотились наиболее стойкие черты своеобразной и очень высокой архитектурной культуры Венеции.
Венеция. Канал Оньи Санти; справа палацетто на корте Сольда
Венеция. Канал Оньи Санти; справа палацетто на корте Сольда
    В рядовом жилищном строительстве Венеции XVI в. в основном развивались типы, сложившиеся в предшествовавшее столетие или еще ранее. Для беднейших слоев населения продолжали возводить комплексы многосекционных корпусов, расположенных параллельно по сторонам узкого двора, содержащих отдельные помещения и квартиры для семей низших служащих республики (дом на кампо Санта Марина); строили двух- и многосекциоиные дома с квартирами в одном или в двух этажах каждая, с самостоятельными входами и лестницами; дома более богатых застройщиков с двумя квартирами, расположенными одна над другой и изолированными по тому же принципу (дом на калле деи Фурлани); жилища негоциантов, уже приближавшиеся по плану к дворцам венецианской знати, но по характеру и масштабности архитектуры еще целиком остававшиеся в кругу рядовых зданий.
    К XVI в., по-видимому, сложились окончательно и приемы планировки, и приемы конструктивные, и композиция фасада зданий. Они сформировали архитектурный облик рядовой жилой застройки Венеции, сохранившийся до наших дней.
    Характерными чертами домов XVI в. были прежде всего увеличение этажности с двух-трех до трех-четырех этажей и расширение корпусов; так, ширина богаделен в XII и XIII вв. равнялась, как правило, глубине одного помещения; в XV в. жилые корпуса уже имели обычно два ряда комнат, теперь же это стало правилом, а в отдельных случаях даже целые квартиры ориентированы на одну сторону фасада (комплекс на кампо Санта Марина). Эти обстоятельства, а также стремление к непременной изолированности каждой квартиры привели к разработке чрезвычайно изощренной планировки секций.
    Неизвестные строители проявили большую изобретательность, устраивая световые дворики, делая входы в первый и верхние этажи с разных сторон корпуса, вписывая один над другим марши лестниц, ведущих в разные квартиры (как это можно видеть на некоторых рисунках Леонардо да Винчи), опирая отдельные марши лестниц на удвоенные продольные стены корпуса. С XVI в. в жилом строительстве, как и во дворцах, иногда встречаются винтообразные лестницы; наиболее известный пример — наружная, обработанная аркадами витая лестница в палаццо Контарини-Минелли (XV—XVI вв.).
    В блокированных домах привилось поэтажное устройство вестибюля (так называемого «ауле»), обслуживавшего две-три комнаты или квартиры — черта, широко распространенная ранее в более богатых индивидуальных домах или во дворцах знати. Эта планировочная особенность стала типичной в следующем столетии в жилых домах для бедноты, имевших компактный план с квартирами и помещениями, группировавшимися вокруг замкнутого светового двора.
Венеция. Жилые дома XVI в.
Венеция. Жилые дома XVI в.
1 — дом на калле деи Фурлани; 2 — дом на салидцада деи Гречи; 3 — дом на набережной Росса; 4 — дома на кампо Санта Марина; 5 — дом на набережной Сан Джузеппе; 6 — палацетто на корте Сольда; 7 — палацетто на калле дель Олио
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому