Венеция. Скуола Сан Марко. Церковь Санта Мария деи Мираколи. Церковь Сан Дзаккария
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Венеции
Скуола Сан Марко на площади Санти Джованни э Паоло (1485—1495 гг.), перестроенная П. Ломбардо и М. Кодуччи, — одно из крупнейших сооружений этого типа. Двухэтажное прямоугольное здание предназначалось для учебных целей, а также для приюта и больницы. В первом этаже оно имело большой парадный вестибюль, залы, комнаты для занятий и служебные помещения.
В верхнем этаже — большой зал для приемов и другие более мелкие помещения, расположенные асимметрично по одной из длинных сторон зала, со своим входом в первом этаже. Это сказалось на асимметричной системе главного фасада, состоящего из двух симметричных частей — главной (вестибюль и залы наверху) и второстепенной (рабочие помещения и малые залы). Как и в Ка д’Оро, единство композиции достигается горизонтальными членениями и единообразием форм.
Скуола Сан Марко. Портал главного входа
Венеция. Скуола Сан Марко, 1485—1495 гг. Пьетро Ломбардо и Моро Кодуччи
Ренессансные по характеру элементы и декор фасада, расчлененного двухъярусным ордером пилястр и увенчанного аттиком с типичными для Венеции полукруглыми завершениями, облицованного плитами и вставками зеленого, красного и белого мрамора, трактуются как живописная и нарядная одежда здания. Особого внимания заслуживает портал и две ниши по бокам, рельеф которых (включая львов) имеет лишь 12 см глубины. После установки конной статуи кондотьера Коллеони (Вероккио, 1481—1486 гг). — площадь перед скуолой стала одним из лучших ансамблей Венеции.
Небольшая церковь Санта Мария деи Мираколи (1481—1489 гг., Пьетро Ломбардо и его сыновья) является первым подлинным сооружением венецианского Возрождения. Это небольшое однонефное здание с квадратной алтарной частью, перекрытой куполом на парусах. На уровень поднятого хора, под которым расположена капелла, ведет широкая лестница. Неф, трактованный как большой парадный зал с богато инкрустированными разноцветным мрамором стенами, перекрыт легкими деревянными фермами с подвесным деревянным цилиндрическим потолком.
Темный свод с расписными кессонами и светлые стены придают торжественность интерьеру, напоминающему залы венецианских дворцов.
Верный традициям венецианского зодчества П. Ломбардо в ясную композицию здания вносит элемент живописности — асимметрично поставленную колокольню.
Венеция. Церковь Санта Мария деи Мираколи. Пьетро Ломбардо
Венеция. Церковь Санта Мария деи Мираколи
Фасады церкви, облицованные плитами белого, черного и красного мрамора, нарядны и красочны. Они поражают неожиданностью сопоставлений различных архитектурных форм, образующих ордерную декорацию. Ордерное расчленение фасадов на два яруса с коринфскими пилястрами в первом этаже и ионическими в верхнем, не соответствует единому, внутреннему пространству здания, а также принятой последовательности в сочетании ордеров.
К нарушениям тектонической логики можно отнести также отрыв архитрава второго яруса фасада от расположенных под ним аркад и завершение торцовых фасадов здания полукруглыми фронтонами, слишком тяжелыми для хрупкого и тонкого по профилировке ордера обоих этажей.
Церковь Сан Дзаккария — древняя постройка XI—XII вв. (сохранились части того периода) реконструирована Антонио Гамбеллой из Бергамо (умер в 1481 г.) и завершена Моро Кодуччи в 1483—1500 гг.
Венеция: 1 — церковь Санта Мария деи Мираколи, 1481—1489 гг., Пьетро Ломбардо. 2 — церковь Сан Дзаккария, 1483—1500 гг., Моро Кодуччи
Венеция: Церковь Санта Мария деи Мираколи, 1481—1489 гг., Пьетро Ломбардо. Задний фасад церкви
Венеция. Церковь Сан Дзаккария
План церкви Сан Дзаккария восходит к трехнефным готическим базиликам с обходом вокруг алтаря и примыкающим к нему венком полукруглых капелл. Но в церкви нет трансепта и ее капеллы, круговой обход, алтарная ниша и центральная часть предалтарной травеи имеют купольные перекрытия. Введение таких покрытий, полукруглых подпружных арок и ордерных столбов в готическую систему базилики напоминает тосканские постройки Возрождения. Сходство архитектурных форм интерьера сказывается в выделении на светлом фоне стены темных деталей каркаса — архивольтов, арок, карнизов и тяг, а также в общей сдержанности отделки без обычной для Венеции мраморной инкрустации.
В противоположность характерному для Пьетро Ломбардо приему плоскостной разработки фасадов и интерьеров здания, напоминающему декоративные тенденции тосканской архитектуры XI—XII вв. и второй половины XV в., в творчестве Моро Кодуччи более чувствуется влияние монументального направления архитектуры кватроченто, связанное с творчеством Альберти.
Стремление Моро Кодуччи к монументальному проявилось и в церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции (начата в 1497 г.). В основу ее плана положен тип византийской крестовокупольной церкви с пятью сферическими куполами на парусах. Центрический план дополнен алтарной нишей, двумя полукруглыми капеллами по ее сторонам и прямоугольными капеллами со стороны боковых нефов. Столбы, поддерживающие подпружные арки, обработаны в виде коринфских пилястр на пьедесталах, с раскрепованным антаблементом над ними, опоясывающим все помещение аналогично тосканским постройкам.
Проблема церковного здания, занимавшая большое место в архитектуре Тосканы, не была в центре внимания венецианских зодчих конца XV в. В большинстве культовых сооружений Венеции использованы те же принципы композиции, формы и приемы декоративной отделки, что и во дворцовых и общественных зданиях. Отсюда светский характер венецианских культовых зданий.