Общественные постройки. Левен, Мидделбург, Ауденарде Ратуши - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Общественные постройки. Левен, Мидделбург, Ауденарде Ратуши

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Нидерландов
    Своеобразный контраст по отношению к брюссельской ратуше представляет знаменитая ратуша в Левене (1448—1463 гг.). Строителем ее был главный мастер каменных дел города Левена Матейс де Лайен.
    Показательно уже, что по своему типу ратуша в Левене восходит не к прогрессивным принципам брюссельской ратуши, а к более консервативному типу ратуши в Брюгге. Однако в отличие от последней левенская ратуша поставлена так, что ее можно обойти с трех сторон, и в соответствии с этим в ней отсутствует преимущественная акцентировка главного фасада: наиболее выразительно здание воспринимается с угловых точек зрения.
Левен. Ратуша, 1448—1463 гг. Матейс де Лайен
Левен. Ратуша, 1448—1463 гг. Матейс де Лайен
    Левенская ратуша представляет собой трехэтажную постройку в десять оконных осей по главному фасаду и в три — по торцовым. В объемной и силуэтной композиции сильно выражена вертикальная устремленность: в основе своей это как бы узкий, поставленный на ребро параллелепипед, покрытый крутой двускатной кровлей, которая образует на торцовых сторонах очень высокие фронтоны.
    К четырем углам здания примыкают своеобразные башенки — узкие стройные многогранники, увенчанные необычайно высокими двухъярусными, тоже многогранными пинаклями; подобные же пинакли возвышаются над коньком фронтонов.
    Первое впечатление от левенской ратуши — это оригинальность общего объемного построения, редкое изящество силуэта и поистине сказочное богатство архитектурного и скульптурного декора ее фасадов. Кажется, что строитель боится оставить незаполненной хотя бы небольшую часть плоскости стены и фронтонов. Стрельчатые оконные проемы со сложными по рисунку переплетами окружены сильно профилированными килевидными арками; узкие простенки заняты стоящими на консолях статуями под традиционными коническими балдахинами; сложным декором заполнены не только филенки междуэтажных перекрытий, но даже тимпаны оконных арок.
    Глухие стены угловых башенок сплошь покрыты рядами статуй; такие же статуи в соответствующем обрамлении в два яруса расположились на необычайно сложных по архитектурным формам пинаклях. Богатым декором заполнены фронтоны, а сами скаты крутой кровли сплошь усеяны слуховыми окнами. При всем этом формы даны чрезвычайно измельченно; в результате крупное здание утрачивает масштаб монументального сооружения, каким ему надлежало бы быть соответственно своему назначению, и воспринимается скорее как сооружение малых форм.
    Казалось бы, немного найдется памятников, в которых формы и мотивы готической архитектуры применялись бы в таком изобилии и с такой последовательностью, как в левенской ратуше. И тем не менее в смысле единства стиля это сооружение не производит впечатления органичности. Между внешним обликом здания и его действительной структурой есть противоречие. По первому впечатлению может показаться, будто его сильно вытянутый вверх объем скрывает в себе однонефную капеллу с очень высоким сводом. В действительности же этот объем разделен на три этажа, и суховатый ритм одинаковых; по высоте окон, равномерно опоясывающих здание, оказывается в противоречии с вертикальной устремленностью готических форм.
    Нельзя не сделать вывода, что характер применения форм готики здесь не вполне соответствует задачам, которые возникли перед прогрессивным нидерландским зодчеством рассматриваемой эпохи. Не случайно, что в левенской ратуше менее всего оказался выраженным общественный элемент, столь необходимый для постройки такого типа. Язык ее архитектуры в большей мере подобал бы изысканной церковной постройке при дворе герцогов Бургундских, нежели зданию городского самоуправления в одном из крупных промышленных центров страны.
     Но ратуша в Левене еще не означала полной исчерпанности готики в нидерландском зодчестве. В XVI в., когда после падения власти герцогов Бургундских и включения страны в мировую империю Габсбургов Нидерланды переживали новый подъем, гражданская готическая архитектура испытала прилив новых сил. Созданные в XVI в. ратуши в Мидделбурге и Ауденарде, хотя и выполнены в формах поздней готики, производят впечатление большей жизненности образа, нежели прославленная левенская постройка.
    Обе названные ратуши, не отличаясь очень большими размерами, помещены не в общей фасадной застройке главной площади, а выдвинуты к ее центру, так что возможен их обход со стороны главного и боковых фасадов. Подобное расположение определяет некоторые особенности их общего композиционного решения. Более свободная по объемной композиции ратуша в Мидделбурге, главном городе провинции Зеландии, построена в 1512—1518 гг. архитектором Антонисом ван Кельдермансом в сложных формах пламенеющей готики. В тех же формах сооружена в 1526—1537 гг. ратуша в Ауденарде, архитектор Хендрик ван де Педе. Это живописная трехэтажная постройка, в плане приближающаяся к квадрату (главный фасад расчленен семью оконными осями, боковые — шестью).
Ауденарде. Ратуша, 1526—1537 гг. Хендрик ван де Педе
Ауденарде. Ратуша, 1526—1537 гг. Хендрик ван де Педе
Миддельбург. Ратуша, 1512—1518 гг. Антонис ван Кельдерманс. Фрагмент главного фасада
Миддельбург. Ратуша, 1512—1518 гг. Антонис ван Кельдерманс. Фрагмент главного фасада
    Первый этаж главного фасада занимает арочная галерея. Если не считать скромной по размерам башни, главный фасад ни по размерам, ни по масштабности членений не превосходит боковые фасады, и главенства его архитектор добивается несколькими сдержанными акцентами в его пластической композиции. Так, арочная галерея нижнего этажа на пол-оси выступает за плоскость фасада; в одной плоскости с галереей, над ее центральной аркой, возвышается башня, членения которой до карниза здания совпадают с поэтажными членениями фасадов, а над карнизом поднимаются тремя невысокими ярусами, завершаясь вместо шпиля ажурной короной со статуей. Несмотря на то, что в ауденардской ратуше применены готические формы, благодаря особому характеру пропорций в ней не ощущается подчеркнутого вертикализма, свойственного более ранним сооружениям. Своеобразная раскрытость богатой и нарядной постройки вовне за счет арочной галереи и крупных оконных проемов подчеркивает, в противовес левенской ратуше, общественный характер здания и доступность его для граждан.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому