Общественные постройки. Брюгге, Брюссель Ратуши - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Общественные постройки. Брюгге, Брюссель Ратуши

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Нидерландов
    Главное место среди нидерландских общественных построек эпохи Возрождения принадлежало ратушам. В XIII—XIV вв. городское самоуправление нередко занимало помещения в башенных частях городских торговых рядов, как это было в Ипре, или в стоящей отдельно башне городского колокола, как в Генте. Сочетание в одном здании оживленной торговой деятельности с функциями городского управления отражало демократический уклад городских коммун на более раннем этапе их развития и простоту их обычаев.
    К XV— XVI вв. положение изменилось. В городской буржуазии все явственнее обозначается слой патрициата, представители которого захватывают ответственные муниципальные посты. Вместе с расширением власти городской верхушки вырастает штат городского управления. Прежние помещения, отводившиеся для должностных лиц, оказываются для новых правителей недостаточными и по размерам и по представительности. Возникает потребность в новых сооружениях, и с конца XIV в. начинается их широкое строительство в больших и малых городах страны. Более чем какая-либо другая страна Европы, Нидерланды эпохи Возрождения становятся классической страной ратуш.
    При всех отличиях в отдельных сооружениях этого типа строители их следовали некоторым общим принципам. Ратуша прежде всего была местом собраний городского совета, и главным помещением в ней являлся предназначенный для официальных церемоний зал собраний, отличавшийся очень крупными размерами и богатством отделки. Зал этот обычно располагался на втором этаже. Кроме того, в здании ратуши помещались муниципальная канцелярия, архив, казначейство, а иногда и городской суд.
    К первым по времени ратушам в собственном смысле слова принадлежит ратуша в Брюгге (1376—1421 гг.), по своим стилевым формам еще не выходящая за рамки средневекового зодчества. По-видимому, городские власти не ставили перед строителями задачи создания очень большого монументального сооружения, так как в Брюгге уже имелось такое здание — знаменитые торговые ряды с венчающей их огромной городской башней.
    Новая ратуша расположена на сравнительно небольшой замкнутой площади. Ее общая архитектурная композиция такова, что зритель воспринимает только фасад ратуши, в своих основных членениях отличающийся ясностью и симметрией. Двухэтажное здание с фасадом в шесть оконных осей снабжено двумя входными порталами. Окна нижнего и верхнего этажей объединены одной стрельчатой аркой ланцетовидных очертаний, отчего членения фасада приобретают более крупный масштаб и большее ритмичное единство. Над завершающим стену аркатурным антаблементом поднимается крутая кровля; на углах ее и по центральной оси фасада возвышаются крупные восьмигранные пинакли.
    Скульптурное убранство фасада ратуши в Брюгге стало примером для последующих построек этого рода. Простенки между окнами украшены в три яруса попарно расположенными статуями. Каждая фигура поставлена на отдельную консоль, а сверху снабжена своеобразным коническим балдахином. Подобными же статуями украшены грани массивных пинаклей. Всего таких статуй на сравнительно небольшом фасаде около пятидесяти, но благодаря их мастерскому расположению не возникает ощущения чрезмерной перегруженности, и в целом несколько тяжеловесное здание ратуши производит внушительное впечатление.
Брюгге. Ратуша, 1376—1421 гг.
Брюгге. Ратуша, 1376—1421 гг.
Брюссел ь. Ратуша , 1401—1455 гг. Якоб ван Тинен и Ян ван Рейсбрук
Брюссел ь. Ратуша , 1401—1455 гг. Якоб ван Тинен и Ян ван Рейсбрук
    Совершенно иной вариант типа ратуши представляет ратуша в Брюсселе (1401—1455 гг.), знаменующая важный шаг вперед в эволюции гражданского зодчества Нидерландов. Строителями ее были архитекторы Якоб ван Тиннен и Ян ван Рейсбрук. Значительность этого сооружения во многом связана с тем, что его общий образный замысел представляет собой творческое претворение старого типа городских торговых рядов, увенчанных монументальной башней.
    Брюссельская ратуша обращает на себя внимание прежде всего своими масштабами. Это громадная постройка в три очень высоких этажа, завершающихся высокой крутой кровлей с четырьмя огромными пинаклями по углам. По центральной оси фасада здание увенчано необычно высокой для гражданских построек стройной башней, высота которой достигает 96 м. Так как строительство ратуши велось по частям и на протяжении длительного времени, то были допущены некоторые отклонения от первоначального проекта: башня оказалась несколько смещенной от средней оси фасада, а уровни верхних этажей в правой и левой частях фасада не совпадают.
    Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи — мотив, также восходящий к зданиям городских торговых рядов Ипра и Брюгге, но здесь уже лишенный функциональной обоснованности, так как торговых помещений в ратуше не было и аркада нижнего этажа выполняла в основном декоративно-представительные функции. Два верхних этажа в изобилии насыщены скульптурными элементами. В простенках между окнами, а также в промежутках между этажами расположено огромное множество статуй. Из-за чрезвычайно больших размеров сооружения и несколько измельченного масштаба статуй фасадная скульптура утрачивает свою самостоятельность и воспринимается в качестве своеобразного декора.
    Сама башня, несколько более массивная в первых, квадратных в плане ярусах, в верхней части, приобретая восьмигранную форму в сочетании с системой ярусных контрфорсов, становится легкой и ажурной и завершается высоким сквозным восьмигранным шатром, увенчанным фигурой архангела Михаила — покровителя города. Несколько тяжеловесная мощь ее прототипов — средневековых готических беффруа — уступила здесь место стремительному взлету ажурных динамических форм. Но присущая брюссельской ратуше легкость воспринимается отнюдь не как подражание спиритуалистическим образам культовой готической архитектуры, а, напротив, способствует выражению светского начала. Сопоставление брюссельской ратуши с ратушей в Брюгге свидетельствует о явном усилении в брюссельской постройке светских элементов.
    Внутри здание ратуши подверглось перестройке. Главный зал, по традиции расположенный на втором этаже, отличается очень большими размерами, достигая нескольких десятков метров в длину.
    Занимая почти целиком одну из сторон главной площади Брюсселя (Гран-плас), ратуша помещена в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие, дробные по членениям фасады которых подчеркивают ее масштаб. Превосходя высотой своей башни монументальные церковные сооружения, ратуша играла решающую роль в формировании центра Брюсселя не только в эпоху Возрождения, но и в последующие столетия.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому