Архитектура XVI в. Ратуши Сандомеж, Познань, Хелмно. Краков, Суконные ряды. Капеллы Сигизмунда I на Вавеле, Вазов. Церкви Пултуск, Пачков
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Польши
Познань. Ратуша перестроена в 1550—1560 гг. Д. Б. Квадро
Познань. Ратуша план
Хелмно. Ратуша, 1567—1597 гг.
Архитектура XVI в. Общественные здания. В XVI в. размеры ратуш увеличиваются и изменяется их форма и облик. Ратуши в Сандомеже, Тарнове и Кракове получили богатые аттики. При перестройке ратуши в Познани (1555 г.) архитектор Джиованни Батиста Квадро пристроил к готической ратуше с башней несколько зал и лоджию в три этажа и украсил здание большим аттиком с угловыми башенками. Сохранился также прекрасный ренессансный зал ратуши со сводами на четырех столбах, покрытыми резьбой и росписью. Очень интересна ратуша в Хелмне (1567—1597 гг.) с высоким аттиком, в котором видны мотивы северного Ренессанса. Богатый внутренний декор получила готическая ратуша в Гданьске, а ее башня — великолепный шпиль.
Сандомеж. Ратуша, вторая половина XVI в.
Познань. Ратуша перестроена в 1550—1560 гг. Д. Б. Квадро. Зал совета, 1555 г.
Перестраивались в это время не только ратуши. В Кракове торговые ряды Сукенницы в 1557 г. получили аттик с гребнем из каменных волют, маскарон и наружные крыльца, придавшие постройке ренессансный характер. Аттики появляются даже на старых крепостных башнях и городских воротах.
Краков. Суконные ряды, середина XVI в. Галереи XX в.
Культовая архитектура. Архитектура Возрождения в Польше носит светский характер, и ее проявление в культовом строительстве незначительно. Для этого времени типичны капеллы-усыпальницы или скульптурные памятники, которые строились не столько из религиозных, сколько из фамильных побуждений. Для многочисленных капелл в Польше XVI в. образцом служила капелла Сигизмунда I на Вавеле, построенная Бартоломео Береччи в 1526 —1531 гг. и являющаяся наиболее чистым образцом архитектуры итальянского Возрождения в Польше. Квадратная в плане с кессонированным куполом на световом барабане и парусах капелла имеет очень красивые пропорции и богатое пластическое убранство внутри и снаружи.
Вверху — Краков. Капелла Сигизмунда I на Вавеле, 1519—1533 гг. Б. Береччи. Общий вид с капеллой Вазов (1667 г.) позади и интерьер; внизу слева — Пултуск. Церковь, 1560 г.; внизу справа — Пачков. Церковь, перестроена в середине XVI в.
По королевскому примеру капеллы-гробницы строятся при кафедральных и коллегиальных, а иногда и при приходских церквах. Несмотря на сходство общей композиции, они разнообразны по формам, пропорциям и деталям. К лучшим примерам принадлежат построенная Береччи при Вавельском кафедральном соборе капелла-гробница епископа Томицкого (1524—1530 гг.), капелла Мышковских при церкви доминиканцев в Кракове (1581 г.), капеллы епископа Носковского в Пултуске (1554 г.), Браницких в Неполомицах (1596 г.), Фирлеев в Бейсцах (около 1600 г.). Последняя интересна фантастическими деталями и маньеристскими формами, характерными для архитектора Санти Гучи.
В церквах в XVI в. появились аттики, как на перестроенной в это время церкви в Пачкове, на башнях церквей в Кремпахах, в Фридмане, а также на Поморье (Островите Голюбское, Боброва и др.); ренессансные аркады обогащают башни церквей в Живце и Ченстохове.
В перестроенном в 1560 г. коллегиальном храме в Пултуске в главном нефе вместо обычного ряда крестовых сводов был возведен цилиндрический свод без люнет, опирающийся на пояс с небольшими нишами. Поверхность цилиндрического свода покрывает мелкая сетка геометрического декора, напоминающего кессоны. Это нашло применение и в небольших мазовецких церквах XVI в. в Броке, Хруслине, Цексыне и др.
Сводом без люнет с геометрическим декором Бернардо Морандо перекрыл алтарную часть замосцьского коллегиального храма (1598—1600 гг.), но над нефом он сделал цилиндрический свод с люнетами и штукатурным декором в виде поясов люнет и геометрических узоров.
Замосцьский коллегиальный храм был трехнефным, базиликальным. Церковь в Казимеже над Вислой (1686—1613 гг.), однонефная, с алтарной апсидой, получила такой же свод, как замосцьский коллегиальный храм. Так в конце XVI в. возник в Казимеже тип церкви, повторяющийся позже в церквах, связанных со средними слоями населения, видевшими в формах Возрождения выражение идей гуманизма.
Но одновременно для новых больших церквей применяли уже формы барокко, выражающие идеи контрреформации, во главе которой стояли иезуиты, поддерживаемые как королем, так и большинством магнатов и шляхты. Иезуиты строят храмы по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Уже в 1582 г. начата постройка такого храма в Несвиже, в 1588 г. в Калише, а в 1597 г.— церкви Св. Петра в Кракове. Таким образом, в XVI век, век польского Возрождения, вторглось искусство барокко, в то время как еще возводились произведения поздней готики.
Деревянные церкви XVI в. не получили ничего нового по сравнению с более ранними в силу соответствия их архитектуры как неизменившемуся назначению здания, так и строительному материалу и технике. Лишь в конце XVI в. появляются формы Возрождения в резьбе столбов, в порталах, а на рубеже XVI и XVII вв. — ложные деревянные своды, цилиндрические и с люнетами.
XVI век был для Польши временем расцвета светской, гуманистической культуры и ей соответствовала архитектура Возрождения, первые образцы которой в Польше были созданы в самом начале этого столетия итальянскими архитекторами. Но широкое распространение в постройках магнатов, шляхты и горожан его формы получили в сочетании с теми приемами польской поздней готики, в которых уже отразилось зарождавшееся в XV в. новое мировоззрение, общественные отношения, бытовой уклад.
Таким приемом была зальная композиция костелов с равномерным освещением. Увенчивающие костелы аттики сближали их архитектуру со светской. Сюда же относится и контраст между гладкими стенами зданий и их узорчатыми аттиками, и окруженные аркадами дворы (известные польской архитектуре уже в XV в.), и непринужденное и живописное размещение проемов на фасадах жилых домов. Все это в сочетании с итальянскими или североевропейскими (в Поморье) по своему происхождению деталями создало своеобразную архитектуру польского Возрождения, оказавшую сильное влияние на позднейшие польские постройки и сходную в некоторых частностях (аттики и сграффито на фасадах) с архитектурой того же времени в других западнославянских странах.
Ясная, живописная и радостная архитектура польского Возрождения была архитектурой передовых, прогрессивно настроенных общественных слоев, а феодальная реакция конца столетия и связанная с ней контрреформация выразились в формах появляющейся в Польше в это время архитектуры барокко.