Архитектура XVI в. Замосць. Краков, Дом. Замки Вавельский, Бжег, Шимбарк, Баранов, Воля Юстовска, Вилла. Миров, Дворец
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Польши
Архитектура XVI в. Города. XVI в. был для польских городов еще периодом расцвета. Правда, новых городов на территории Польши закладывалось немного, но в пределах средневековых городов происходят значительные изменения. В то же время новые города возникают на восточных территориях, которые после Люблинской унии (1569 г.) вошли в состав Речи Посполитой. При этом преобладает принцип частных городов, принадлежащих феодалам.
Таков Замосць, построенный на новом месте коронным канцлером Яном Замойским. Город должен был быть торговым центром на пути Варшава — Львов и крепостью, защищающей поместья Замойского от татарских и казацких набегов. Он был заложен по плану архитектора Бернардо Морандо (родом из Падуи). Центром города является площадь-рынок, пересеченная продольной осью, завершающейся замком Замойского, и поперечной — с меньшими площадями — Соляным и Водяным рынками.
Замосць. Генеральный план города, 1581—1583 гг. Б. Морандо
Город окружен крепостным валом с бастионами и тремя воротами. Расположение улиц прямоугольное, причем особенностью города являлись аркадные галереи, окружающие рынок и проходящие вдоль улиц от рынка на восток и на запад. Ратуша построена на северной стороне рынка. Симметрично к главной оси перед замком размещены коллегиальный храм и академия. Строение домов было нормализовано, и даже сразу было построено несколько домов-образцов. Постройка города шла быстро и в XVII в. была закончена. Возник таким образом исключительный по однородности замысла и характера город с типичными ренессансными домами, ратушей и замком, окруженный новой системой укреплений с великолепными воротами (в XIX в. погибли аттики домов и были искажены ратуша, замок, академия и даже внешний вид коллегиального храма).
Замосць. Армянская улица и башня ратуши, XVI—XVII вв. Вроцлав. Дом, 1587—1592 гг.
В старых городах перестраивались мещанские готические каменные дома, частым явлением было введение аркадных проходов, открытых в сторону рынка и поддерживающих помещения второго и верхних этажей (Еленя Гура, Болькув, Тарнув, Сандомеж и др.).
Городские жилые дома XVI в. с высокими щипцами, очерченными мягкими линиями изгибов и завитков, строились преимущественно в северных надвислянских городах Гданьске, Торуне, связанных с голландской и северонемецкой ахитектурой. Другие имели высокие аттики, закрывающие крышу с обратными внутренними скатами. Аттиковое завершение домов широко распространяется во второй половине XVI в. в Чехии, Словакии, в Польше, в Малополыне с Любельским и в части Силезии. Встречается оно и в Великопольше и на Мазовше, а также на восточных землях до Виленщины. Стены здания снаружи оштукатурены и часто покрыты росписью сграффито, обычно имитирующей руст, а наличники окон и порталы сделаны из камня. Каменные порталы имеют или богатый растительный орнамент или руст и архитектурный ордер со скульптурой над антаблементом.
Краков. Дом на улице Каноников, 1592 г., двор
Сени и помещения первого этажа обыкновенно покрывались сводами с лепными украшениями. На следующих этажах комнаты имели потолки по деревянным балкам, иногда кессонированные с росписью. Росписи также часто создавали под потолком красочный фриз. В больших комнатах два оконных проема обычно сближали и между ними ставили резную каменную колонку. Сохранились также резные внутренние каменные порталы между комнатами.
Существовали городские дома с большим количеством помещений. К ним принадлежат, например, деканский, или капитульный, дом в Кракове на улице Каноников, дом Турков в Познани, дом Фукера в Варшаве и др. Они более широки по фасаду, а внутри имеют двор с аркадами.
Замки и усадебные дома. Развитие военной техники привело к тому, что высокие каменные крепостные стены уступили место земляным валам с бастионами, окружавшим новые города и сооружавшимся вокруг старых крепостных стен. Новые замки приобретали все более жилой вид, а в XVI в. и более дворцовый характер.
Показательна в этом отношении перестройка Вавельского замка в Кракове в 1507—1536 гг. Путем разрушения части замка, перестройки и возведения новых частей создан был дворец, четырехугольный в плане с огромным внутренним двором, окруженным многоярусными галереями. Это здание является первой ренессансной постройкой такого масштаба на севере от Альп.
Вавельский замок, план
Краков. Вавельский замок, перестроен в 1507—1536 гг. Франциско Флорентини, Б. Береччи, Бенедикт Сандомежанин. Вид с северо-востока и план
Аркады на круглых колоннах в двух нижних этажах галерей напоминают постройки Микелоццо, но верхний этаж более высок, с тонкими колоннами, перевязанными посредине свитой лентой (готический мотив). На капителях этих колонн помещены каменные кувшинчики, поддерживающие деревянную балку навеса крыши. Галерея благодаря необычности верхнего этажа стала характерной для польского Возрождения, в котором новые формы сочетаются с национальными традициями, выработанными уже в готике.
Итальянцы Франциско Флорентини, а затем Бартоломео Береччи, ведшие перестройку Вавеля, нашли сотрудников-поляков, внесших вклад в создававшееся готическо-итальянское направление.
Краков. Вавельский замок. Галереи внутреннего двора. Фрагмент интерьера, 1524— 1529 гг. Бенедикт Сандомежанин
Таким является Бенедикт Сандомежанин, в 1521—1530 гг. руководивший постройкой Вавельского замка. В 1511—1521 гг. он построил королевский замок в Пиотркове — без внутреннего двора, высокий и увенчанный первоначально аттиком. На гладких кирпичных стенах помещены большие каменные трехчастные окна с позднеготическим переплетом и наличниками.
В 1550—1570 гг. построен большой замок в Неполомицах, имевший квадратный двор с тремя этажами аркадных галерей, нижней — с квадратными столбами и верхних — с колоннами (третий этаж был разрушен при переделке замка в XVIII в.). При короле Стефане Батории (1576—1586 гг.) построен замок в Лобзове под Краковом с двухэтажной аркадой галереи, окружающей с трех сторон двор, отделенный стеной от сада. Наконец, в самом конце XVI в. (1597 г.) король Сигизмунд III начинает перестройку Варшавского замка под руководством Анджея Абрагамовича. Был заложен пятиугольный двор, а в его новую застройку были включены также готические части старого замка.
В старых готических магнатских замках появляются ренессансные обрамления окон порталов и галерей. Замок в Легнице получил новые ренессансные въездные ворота (1533 г.). Выдающийся образец польского Ренессанса — ворота замка в Бжеге (1552—1553 гг.), в трехъярусную ордерную композицию которых включены бюсты польских королей и князей Силезии из рода Пястов. Не только в перестраиваемых, но и в новых замках и усадьбах сочетаются формы готики и Ренессанса.
Бжег. Замок. Ворота, 1552—1553 гг.
Шимбарк. Замок, 1585—1590 г. План
Так, замок в Шидловце, сохраняя готический и крепостной характер без внутренних галерей, имеет открытую аркадную лоджию снаружи, на оси постройки. Возведенный на скалах замок купеческо-магнатской семьи Бонеров в Огродзеньце (1530—1545 гг.) имеет высокие стены и башни, но все детали его ренессансные.
Элементы ренессансно-готические имеются и в меньших замках-усадьбах. Примером такого замка-усадьбы является Шимбарк (1585—1590 гг.), прямоугольный, с четырьмя квадратными жилыми башенками по углам, где машикули над первым этажом — еще след готики, но наличники окон второго этажа и аттик, завершающий здание, типичны для польского Возрождения.
В конце XVI в. возведен ряд прекрасных замков-резиденций, в которых сказалась самобытность архитектуры польского Возрождения.
Шимбарк. Замок, 1585—1590 г.
Баранов. Замок, 1592—1614 гг. Внешний вид, план и двор
Таковы замки в Сухей, Живце, Баранове и Красичине. Замок в Баранове (1592—1614 гг.), прямоугольный в плане, с внутренним двором, с трех сторон окружен галереей и жилыми флигелями, а с четвертой замкнут стеной с въездной башней и двойной лестничной клеткой с закругленными маршами при ней. Стена завершена богатым аттиком, соединенным с щипцами поперечных флигелей. Круглые угловые башни имеют купольные покрытия и бойницы в нижних этажах. Аркады двора и порталы выполнены с большим художественным мастерством.
Воля Юстовска. Вилла, около 1530 г. План
Другие здания, строившиеся в Польше в XVI в., близки к итальянским виллам, лишены оборонительных черт и сочетаются с ландшафтом, составляя с ним одно целое. Прекрасным примером является дворец в Воле Юстовской под Краковом, построенный около 1530 г. королевским секретарем, выдающимся гуманистом Юстусом. Это — трехэтажная вилла с трехъярусной аркадой между боковыми выступами с юга. Из лоджии открывается вид на сад, расположенный под террасой, и на Краков.
Воля Юстовска. Вилла, около 1530 г.
Миров. Дворец, 1585—1595 гг. Санти Гучи
Своеобразен по замыслу дворец в Мирове (1585—1595 гг.) — произведение архитектора Санти Гучи. Это простой продолговатый двухэтажный объем с поперечными выступами, имевший щипцы с криволинейными очертаниями. По обе стороны дворца со стороны сада расположены два симметричных павильона — библиотека и капелла с широкими аркадными портиками.
От конца XVI в. сохранилось несколько деревянных усадебных домов (Кошуты, Ожаров и др.), прямоугольных в плане с сенями на оси здания и симметрично расположенными комнатами. Особенностью являются выступающие по углам помещения, как будто отклик угловых башен. В XVI в. еще многие усадьбы были окружены рвом и тыном и деревянные угловые башенки имели оборонное значение.