Политическое и экономическое развитие Словакии в XV—XVI вв. Города и жилые дома
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Словакии
В XV в. Словакия играла видную роль в экономической жизни Средней Европы, и особенно Венгрии, в состав которой она входила. В 1350—1450 гг. на долю Венгрии со Словакией приходилось около 42% мировой добычи золота и 30% добычи серебра. О значении Словакии говорит и то, что из 39 венгерских королевских городов 24 было словацких.
Развитию промышленности, ремесел и торговли отвечали рост городов и их патрициата, усиление классовых противоречий и зарождение гуманистических тенденций, усиливавшихся шедшей из Чехии гуситской идеологией. В Спиши значение словацкого населения возросло, когда она принадлежала Польше (1417—1772 гг.). Вторая половина XV в. была для Словакии временем усиления в ее культуре черт гуманизма, повышения интереса к наукам, создания школ и основания университета в Братиславе. Но в XVI в. развитие Словакии замедлилось как из-за открытия Америки с ее богатыми месторождениями металлов, так и из-за вторжения турок в Венгрию и Южную Словакию. Усиление эксплуатации крестьян и горняков привело к восстаниям 1514 и 1525—1526 гг. и ослабило Венгрию, частично захваченную турками и Австрией. Замедленное в силу этого развитие экономики сказалось и в медленном формировании словацкой буржуазии и ее идеологии. В архитектуре это привело к длительному сохранению готических традиций, а позже — к слиянию готических и ренессансных принципов.
В XV в. готика продолжала господствовать в Словакии. Ее города развивались в рамках старых планировочных схем, а городские крепости как и замки феодалов перестраивались и расширялись на старой основе. То же относится и к культовому зодчеству. На рубеже XIV и XV вв. была перестроена в зальную церковь трехнефная базилика монастыря Гронски Святы Бенадик. К середине века сложился тип сельской двухнефной церкви (в Бельке, Врбове, Любице и др.). Часть их перестроена в XV в. из однонефных романских церквей в двухнефные, похожие на монастырские трапезные или залы капитулов.
Кошице. Собор, первая половина XV в.
Спишски Штврток. Капелла Запольских, 1473 г.
С 1378 по 1440. г. строился собор в Кошице. Позднее он подвергался переделкам; исказила его и реставрация конца XIX в. Это — трехнефная укороченная базилика с нефами равной ширины, звездчатыми сводами и алтарем с радиальными капеллами. Трансепт одинаковой ширины и высоты со средним нефом завершается, как и тот, фронтоном. Внутреннее и внешнее убранство собора и его башни принадлежат уже XV в. Во второй половине XV в., в 1473—1488 гг., была построена капелла Запольских в Спишском Штвртке, состоящая из усыпальницы и расположенной над нею капеллы. В ее стройных пропорциях, в тонкости деталей, в убранстве стрельчатых окон еще раз возродилась вся красота готической архитектуры. В деталях видна связь с венской готикой. По ее образцу построена другая капелла того же семейства в Спишской Капитуле (1480 г.), большая по размерам, но менее изящная, чем ее прототип.
Борьба нарождающейся буржуазной идеологии против средневековой схоластики и самой католической церкви и борьба народных масс против феодализма вылились в Словакии в реформацию, подготовленную уже в XV в. гуситами и нашедшую отклик среди крестьян, горожан и дворян. Габсбургскому централизму идеологически служила католическая контрреформация. Эти тенденции в дальнейшем выразятся в Словакии в противоречии между архитектурой Ренессанса и барокко.
Появление архитектуры Возрождения в Словакии предвещают в XV в. все усиливающиеся реалистические черты в позднеготической архитектуре. Преувеличения и мистическая мрачность раннеготических храмов уступают место равномерному освещению зальных построек, а готические архитектурные формы и детали постепенно превратились в декоративные элементы на гладкой поверхности сводов.
С начала XVI в. и до конца первой четверти XVII в. архитектура Возрождения господствовала в Словакии и достигла своего апогея. Со второй четверти до конца XVII в. она, все больше переплетаясь с элементами барокко, постепенно приходит в упадок.
Города и жилые дома. Города в Словакии в рассматриваемую эпоху развивались по средневековым планам: их архитектурный образ менялся в XVI в. постепенно. По-прежнему в общем виде городов господствовали замок и собор, но вместо деревянных строили кирпичные и каменные дома, более соответствующие дифференциации ремесел, торговли и требованиям комфорта. Во многих городах строили ратуши, колокольни, школы, рынки, образовывавшие застройку центральной площади, а также промышленные здания и каменные крепости. В городах, где население занималось и сельским хозяйством, еще в конце XVI в. преобладали деревянные дома. Так, на гравюре Я. Вилленберга (1596 г.), изображающей город Зволен, видны деревянные жилые дома и находящиеся на площади храм с колокольней, ратуша, школа и замок.
Братислава. Вид на город и замок
Зволен. Вид города в 1596 г., гравюра Вилленберга
Дома горожан сохраняли черты традиционного крестьянского трехчастного дома (впереди большая комната, посредине сени, часто с кухней и открытым очагом, и вторая комната сзади) с тем только отличием, что вместо незастроенного въезда во двор у домов горожан был крытый въезд («мазгауз») и коридор, а вместо застройки рядом домов, прерванным въездами — сплошная застройка. Такие дома сохранились в Банской Быстрице, Кежмарке, Врбове, Матейовце и т.д.
Планы городских жилых домов: 1,3 — одноэтажные и двухэтажные дома в Банской Быстрице; 2 — в Попраде
Рускиновце. Дома ремесленников; Банска Штявница. Сени жилого дома, XVI в.
Прешов. Жилые дома, XVI—XVII вв.
В первом этаже простых двухэтажных домов расположены жилые помещения, а во втором — амбары, склады или также жилые помещения.
Гонтовые крыши домов горожан часто имели щипцы, типичные для народной архитектуры. Дома, более богатые по архитектурному облику, строили на площадях и главных улицах патриции, а также дворяне.
Дома горожан эпохи Возрождения были удобнее готических, их планы более ясными. В основном строили трехчастные дома из камня или кирпича на узких и длинных участках. В глубине строили хозяйственные и производственные помещения и флигеля для служащих, учеников и подмастерьев. В домах были обширные сени, где ремесленники и торговцы продавали свой товар. Жилые помещения и сени имели своды или деревянные потолки с резными балками. Новым элементом были арочные галереи на консолях у дворовых флигелей домов.
На фасадах, часто украшенных росписью в технике сграффито, пластическим архитектурным акцентом были порталы и эркеры. Довольно часто фасады заканчивались аттиком, закрывавшим скатную крышу дома.
Левоча. Двор жилого дома, XVII в.