Университетские постройки. Оксфорд, Уодхэм-колледж, Модлин-колледж. Кембридж, Тринити-колледж. Культовые сооружения
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Великобритании
Университетские постройки. Во второй половине XV в. в связи с растущей тягой к образованию и с проникновением в Англию увлечения античной филологией возникает новый стимул к развитию Оксфорда и Кембриджа, с XIII в. пользовавшихся славой крупных центров европейской учености. В конце XV в. некоторые оксфордские ученые (Гросин, Линакр, Латимер и др.) изучают в университетах Флоренции, Падуи и Рима греческий язык у беженцев из Константинополя, а уже в начале XVI в. сам Эразм Роттердамский предпочитает штудировать его в Англии.
Хотя новые веяния и натолкнулись на сопротивление консервативных ученых и в значительной мере приобрели богословский характер, поддержка Томаса Мора, епископа Фишера и кардинала Уолси, близко стоявших к королю Генриху VIII, обеспечила победу гуманизма. Корона была заинтересована в образованных кадрах нового склада, которые могли бы противостоять старым, связанным с опозиционно настроенной римско-католической иерархией.
Позже в связи с роспуском монастырей — главных проводников образования в провинции, нужда в университетском преподавании выросла и часть средств, вырученных от продажи конфискованного монастырского имущества, была употреблена на строительство в Оксфорде и в Кембридже. Из 22 колледжей Оксфорда и 17 Кембриджа многие возникли в период Тюдоров.
Оксфорд. Общий вид центра города и колледжей
Университетские колледжи напоминали монастырские комплексы не только прямоугольной планировкой своих внутренних дворов, куда открывались построенные по периметру академические здания, но и регламентом замкнутого быта. Преподаватели и студенты жили совместно, причем главным центром общественной жизни таких корпораций, или «коллегий», был холл. Каждый колледж, помимо своего холла, имел и собственную часовню, иногда очень большую.
В XV в. в университетском строительстве возобладала скромность: мастер, строивший в Оксфорде здания школ Дивинити, получил инструкцию беречь фонды университета и проявлять сдержанность в украшении. Аналогичное распоряжение было отдано Генрихом VI (1422—1461 гг.). Однако в третьей четверти XV в. «перпендикулярный» стиль английской готики приобрел новую пышность, близкую сердцу Эдуарда IV.
В 1474—1490 гг. в Оксфорде строится сильно украшенный Модлин-колледж (св. Магдалины), законченный уже при Генрихе VII, причем пристроенная им башня капеллы оказалась много скромнее более ранних частей ансамбля. Строительство этого колледжа осуществлялось мастером и одновременно подрядчиком Уильямом Орчардом, который вплоть до своей смерти в 1504 г. был фактическим руководителем всего строительства в районе Оксфорда.
Этот строитель-предприниматель широко пользовался наемным трудом, наладил массовое производство деталей (в начале XVI в. практика сборки даже церковных зданий из заранее заготовленных деталей принимает вообще довольно широкий характер: например, в графстве Уилтшир капеллы трех церквей (Бромхем, Сент Джон Девайзес и Ол Кэннингс) собраны из идентичных элементов, носящих те же клейма) в собственных мастерских, не говоря уже о том, что имел оптовый склад стройматериалов (только наличие таких строительных «фирм» делало возможным появление проектов, подобных предложению епископа эксетерского (около 1530—1540 гг.), построить 51 типовой дом в Сеттон Колдфильдс).
В Оксфорде ему принадлежит: сложный свод холла школ Дивинити (1480—1483 гг.), некоторые части ансамбля колледжа Сент Джонс. В 1525—1529 гг. в Оксфорде по инициативе кардинала Уолси строится один из крупнейших колледжей Англии — Крайстчерч, капелла которого вследствие опалы, постигшей инициатора строительства, так и осталась непостроенной. Этот колледж строился каменщиком Виндзорского замка Редманом и королевским строителем Джоном Лебонсом.
Оксфорд. Слева — башня капеллы Модлин-колледжа, начало XVI в.; справа— Бодлеанская библиотека, вход, 1613 г.
Не менее интенсивным было строительство колледжей в Кембридже, где почти одновременно возникает три ансамбля (колледжи Иисуса (Jesus College), 1496—1507 гг., Христа (Christ's College), 1505—1511 гг. и Сент-Джонс, 1511—1520 гг.).
Все перечисленные сооружения и ансамбли были возведены мастерами каменщиками. Не менее важной была деятельность плотников и столяров.
Лондонский плотник Хемфри Коук (работал в 1496—1531 гг.) снабдил перекрытиями все важнейшие постройки бр. Вертю, Редмана и др. Из его сохранившихся работ, главная — это готическое по орнаменту перекрытие холла колледжа Крайст-черч, предвосхищающее аналогичное, хотя и более роскошное перекрытие холла дворца Хэмптон Корт работы главного королевского строителя, плотника Джеймса Нийдхема (работал в 1522—1544 гг.).
Типологически к большим холлам колледжей приближается холл судебных учреждений Среднего Темпля в Лондоне, хотя масштабы здесь более величественны (около 33X17X18 м). Интерьер этого холла, включая знаменитое перекрытие, относится к 1562—1572 гг.; резная дубовая перегородка-экран (1575 г.) по богатству орнамента напоминает перегородки холлов колледжей. Однако здесь уже чувствуются ренессансные мотивы. Сторона перегородки, обращенная к холлу, всегда считалась главным украшением зала и отделывалась с особой тщательностью. Именно сюда поэтому и проникают первые признаки нового декора холлов, во всем остальном остающихся готическими. Примеры таких перегородок — в холлах колледжей Тринити (Кембридж) и Уодхэм (Оксфорд).
Оксфорд. Уодхэм-колледж. Холл, конец XVI в.;
Кембридж. Тринити-колледж. Вход в капеллу, 1604 г.
Кембридж. Тринити-колледж. фрагмент перегородки холла, 1604 г.
Очень пышная перегородка кембриджского холла Тринити относится уже к началу XVII в. (1604 г.). Отдавая дань моде, некоторые колледжи также украсились новыми порталами, без того, однако, чтобы это как-нибудь изменило готический характер постройки в целом. Построенные в 1574 г. «почетные ворота» Кай-колледжа (Gonville & Caius College) в Кембридже, приписываемые Хавениусу из Клеве, носили уже ренессансный характер. В Оксфорде к вполне готическому фасаду Бодлеанской библиотеки пристроена пятиярусная ордерная композиция с применением всех ордеров (сдвоенные колонны) в обычной последовательности.
Однако готическое сопротивление было стойким. Капеллы двух оксфордских колледжей (Линкольн и Иисуса), построенные в 1620—1629 гг., остались готическими от начала до конца.
Культовые сооружения. Есть все основания думать, что нервюрный свод в качестве перекрытия основного пространства церковного нефа был впервые применен в Англии (собор в Дэрхеме, 1133 г.). Тем не менее, английская готика в конструктивном отношении не была продуктивной. Сплошь да рядом на романские конструкции набрасывались готические одежды. Деревянные перекрытия не требовали развития каменной каркасной системы, аркбутан чужд английской готике, и даже в целиком готических соборах (Линкольн, Солсбери) стена остается несущей конструкцией. Периодизация английской готики не случайно построена по декоративным признакам.
Такое односторонее развитие готики в Англии сравнительно рано привело к нарушению взаимосвязанного единства готической системы.
Со второй половины XIV в. эта тенденция усиливается. В результате «Черной Смерти» (1349 г.), поразившей английские города, ряды каменщиков сильно поредели. Новые мастера, в прошлом сельские плотники, внесли в отделку интерьеров церквей приемы деревянного зодчества, чуждые каменным конструкциям. Правда, английские средневековые строители всегда предпочитали прямолинейные планы и прямоугольные объемы башен и апсид, идущие от строительства в дереве, но теперь эти формы проникли и в декор, вытеснив криволинейные узоры.
В середине XIV в. в хоре собора в Глостере возник, таким образом, чисто английский «перпендикулярный» стиль готики, т.е. стиль линий, пересекающихся под прямым углом с преобладанием вертикальных. В пышной отделке интерьеров этого времени уже чувствуется погоня за эффектом, нет и следа той сосредоточенной одухотворенности, которая была присуща ранней готике. Времена изменились, идеология становилась светской, господствовала раздвоенность личного и общественного сознания, а в архитектуре доминировал декор, измельченный чисто ювелирной виртуозностью. Казалось, что источник вдохновения иссяк.