Венеция. Венецианское Возрождение. Жилые дома - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Венеция. Венецианское Возрождение. Жилые дома

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Венеции
Венеция. Дворец Ка д’Оро, 1421—1436 гг. Джованни и Бартоломео (старший) Бон
Венеция. Дворец Ка д’Оро, 1421—1436 гг. Джованни и Бартоломео (старший) Бон
Венеция. 1 — палаццо Пизани; 2 — палаццо Вендрамин-Калерджи, 1481 —1509 гг. Моро Кодуччи, Пьетро Ломбардо; 3 — палаццо деи Корнари
Венеция. 1 — палаццо Пизани; 2 — палаццо Вендрамин-Калерджи, 1481 —1509 гг. Моро Кодуччи, Пьетро Ломбардо; 3 — палаццо деи Корнари
    Новые тенденции в архитектуре Венеции проявились только в последней четверти XV в. До этого времени она находилась под влиянием средневековых строительных традиций городов северного побережья Адриатики (Падуя и др.), Византии и в большой мере Востока. Поэтому первые три четверти XV в. в Венеции получили широко распространенное название «венецианской готики», тогда как последняя четверть этого века обычно именуется «ранним венецианским Возрождением». Границы между этими периодами не всегда четко определены.
Венеция. Палаццо Фоскари, первая половина XV в., палаццо Дарио, с 1487 г. (здание справа);
Венеция. Палаццо Фоскари, первая половина XV в., палаццо Дарио, с 1487 г. (здание справа);
Венеция. Палаццо Вендрамин-Калерджи, лестница палаццо Минелли, с 1480 г.
Венеция. Палаццо Вендрамин-Калерджи, лестница палаццо Минелли, с 1480 г.
    Венеция была крупнейшим торговым посредником между Западом и Востоком, что способствовало быстрому экономическому расцвету и политической самостоятельности этой торгово-аристократической республики и обусловило установление прочных культурных связей с рядом стран Ближнего и Среднего Востока. Этими особенностями развития Венеции вызвано появление в ее архитектуре в XI—XIV вв. различных типов культовых зданий: пятикупольного, центрического, базиликального и других.
    Немалую роль в сложении характерных черт венецианской архитектуры сыграли природные условия — строительство было возможным только на островах или в мелководных частях лагуны, где возводили сооружения на сваях. Это получило выражение не только в легком облике зданий, строившихся преимущественно из кирпича, но и в городском плане, характеризующемся отсутствием регулярности, узостью улиц, функции которых в основном перешли к каналам, и необычайной теснотой застройки. Жилые дома стояли вплотную по сторонам каналов, и открытый характер их фасадов с лоджиями и частыми окнами определялся островным положением города, защищенного морем.
Венеция
Венеция
Каналы Венеции
Каналы Венеции
    Своеобразный быт города, с его оживленной морской торговлей, ремесленным производством, любовью к роскоши и празднествам, отразился на типах зданий и общем характере архитектуры. Венеция отличалась открытым, жизнерадостным обликом зданий, широким применением декора и полихромии, ювелирной отделкой деталей.
    Проникновение идей Возрождения в венецианское зодчество совпадает по времени с крупными колониальными завоеваниями Венеции, с приобретением ею ряда италийских территорий и с укреплением связей на материке. Ломбардские цеховые мастера и архитекторы, работавшие в XV в. в Венеции, были активными проводниками нового направления.
    В XV в. реконструировали многие здания, по-новому решали вопросы планировки жилых домов, подновляли фасады, порой даже облицовывали их вновь.
    Наличием в Венеции огромной армии портовых грузчиков, матросов и ремесленников объясняется строительство таких своеобразных типов жилых зданий, как блокированные дома, дома с поэтажным квартирным заселением и лавками в первом этаже, дома-общежития.
    Блокированные жилые дома и общежития строились (начиная с XII в.) на средства республики, благотворительных обществ и частных граждан, заинтересованных в квалифицированных ремесленниках и опытных моряках. Как показывает изучение сохранившихся построек, основным типом является двух- или трехэтажный дом, сблокированный из одинаковых жилых секций, имеющих самостоятельные входы с улицы и внутреннюю лестницу. Квартира помещалась обычно в двух этажах: в первом — кухня, кладовая и общая комната (столовая), во втором — две-три спальных комнаты.
Венеция
Венеция
1 — блокированные дома на калле Сарасин;2 — палацетто на улице Гарибальди; 3 — блокированные дома на калле деи Прети (а — спальня; б — кухня); 4 — блокированные дома на салидцаде ди Сан Лио (нижние три этажа, построенные в XV в.)
    В верхнем этаже трехэтажного дома располагали чаще всего самостоятельные квартиры с обособленными лестницами. Дома-общежития для иностранных моряков венецианского флота и дома для престарелых имели аналогичную этажность и планировку, но состояли из одинаковых по размеру комнат с каминами и имели общую лестницу. В первых этажах таких зданий, как и в подобных сооружениях Франции, Англии и других стран, часто помещались в это время лавки и ремесленные мастерские.
    Дома имели значительную протяженность и обычно складывались в группы трех типов: два поставленных рядом корпуса с узким двором между ними и с фасадами, обращенными к каналам; четыре корпуса с квадратным двором в центре, имеющим выход к каналу; пять корпусов — внутри прямоугольного двора, образованобразованного четырьмя корпусами, поперечно поставлен пятый.
    Выразительность гладких фасадов, лишенных тяг или украшений, достигается сложной асимметрией оконных проемов, образующих иногда в каждом этаже свой ритмический строй. Живописно расположенные и различные по форме проемы чередуются с четким рядом выведенных на фасады каминных труб и входов в секции дома.
    Многие детали напоминают о раннем формировании блокированных домов. Таковы сдвоенные арочные окна с колонной посередине и высоко поднятые, забранные решетками квадратные окна первых этажей (в домах без лавок). К этому типу зданий относятся блокированные дома по улицам деи Прети (район Кастелло), Сарацинской, на салидцаде (набережной) ди Сан Лио и др.
    Встречается также тип жилого дома с лавками в нижнем этаже и таким расположением лестниц, которое указывает на поэтажное квартирное расселение его обитателей и возможную сдачу внаем отдельных этажей жвартир. Таков, например, жилой дом по улице Гарибальди. В его плане принят типичный для многих венецианских палаццо принцип расположения помещений вокруг большого зала-гостиной с оконными проемами, выходящими на главный фасад. Каждый этаж имеет наружный вход с самостоятельной лестницей. В композиции фасада здания третий этаж, принадлежавший, видимо, хозяину дома, выделен традиционными для Венеции большими арочными проемами окон, фланкированными глухими плоскостями стен и более тщательной обработкой наличников. Второй этаж и мезонин имеют меньшую высоту и более скромную обработку. В нижнем этаже — лавки.
    В облике здания, членениях фасада и архитектурной обработке проступает более сложная, чем в тосканских палаццо, структура внутреннего пространства и четко дифференцированное назначение отдельных этажей дома, утратившего черты феодального жилища.
    На фоне этих скромных зданий, составлявших основную застройку города, выделялись своим великолепием мраморные дворцы венецианской знати.
    Отличительной чертой дворцов патрициев и богатых купцов, как, впрочем, и всей венецианской архитектуры XV в., включая церкви, скуолы (скуолы — здания для разного рода общественных собраний, строившиеся на средства благотворительных объединений), государственные здания и торговые склады, является декоративность, живописное разнообразие форм, полихромность, обилие дорогих отделочных материалов (мрамора, смальты, позолоты) и богатое орнаментальное убранство. Расположенные в лучших благоустроенных частях города, обращенные к морю или на главную магистраль Венеции — Большой канал, эти сооружения были свидетельством экономического могущества республики. Дворцы, как и другие здания, почти всегда строились из кирпича и лишь отделывались дорогими материалами, привозимыми из Греции, Малой Азии и Византии. Многие дворцы, как и более скромные жилые дома, покрывались цветной штукатуркой и оживлялись деталями другого цвета, часто мраморными.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому