Рим, XV в. План города. Реконструкция
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Рима
На протяжении всего XV в. в Риме шла непрекращавшаяся борьба папства против римской знати и истощенных городов Италии, которые встретили возвратившегося из Авиньона главу церкви рядом антипапских восстаний. Наиболее могущественные патрицианские семьи, владевшие обширными землями в Лациуме, сделали Рим ареной политических схваток за власть; в XV в., как и раньше, они неоднократно выступали против того или иного папы, демагогически возглавляя восстания горожан (для которых изжившая себя городская коммуна еще сохранила былой ореол демократизма) с целью захвата папского престола или выгодных церковных должностей.
Отдельные представители римской знати и папы обращались за поддержкой к иностранным властителям: испанскому и французскому королевским домам, враждовавшим из-за неаполитанского наследства и всегда готовым захватить итальянские города и области, вследствие этого подвергавшиеся постоянным разграблениям. Моменты затишья вновь сменялись усобицами.
В этой сложной обстановке мелкие итальянские города постепенно потеряли свое экономическое могущество и политическую самостоятельность. К концу XV в. вокруг Милана, Флоренции, Венеции, Рима и Неаполя образовалось пять наиболее крупных государств. Но торгово-промышленные и ростовщические центры — Милан, Флоренция и Венеция — постепенно теряли зарубежные рынки, в то же время римское церковное государство политически все более укреплялось. Значение Рима в общественной и художественной жизни быстро возрастало.
Обмирщение идеологии проникло далеко, угрожая главным источникам доходов курии. Гуманизм и возрождение положительных знаний расшатывали обветшалое мировоззрение церкви. Поэтому наиболее дальновидные представители папства с большой решимостью старались использовать те настроения общества, которые они оказались бессильными преодолеть (гибкость и приспособленчество всегда были свойственны католицизму). Гуманистов начинают широко привлекать к работе в курии; со второй половины XV в. Рим поспешно менял свои средневековые одежды на новые. В руках пап к концу века снова сосредоточились огромные средства и вся полнота политической власти в Риме и в зависевших от него обширных владениях.
Если первые опыты строительной деятельности, несмотря на смелые замыслы, практически сводились лишь к попыткам освободить город от развалин и нечистот, восстановить пришедшие в упадок укрепления, поддержать опустевшие и разрушавшиеся христианские святыни, то в конце XV в. размах строительства стал уже весьма значительным. Стремление пап придать своей столице достойный облик способствовало развитию инициативы высшего духовенства. В Рим стали приглашать из всех областей Италии лучших строителей и художников. Так создались условия для расцвета римского зодчества в XVI в.
Рим, заложенный по преданию в VIII в. до н.э., в период расцвета Римской империи насчитывал от полутора до двух миллионов человек населения и выходил за пределы 20-километровых крепостных стен.
Расположенный когда-то на семи холмах (Авентин, Целий, Капитолий, Эсквилин, Палатин, Квиринал, Виминал) средневековый Рим умещался на территории бывшего Марсова поля и по берегам Тибра; на холмах же, среди античных руин, были разбросаны лишь монастырские угодья и позднее строились дворцы знати. В XV в. город занимал лишь четвертую часть прежней территории, а число его жителей не превышало 50 тысяч.
Рим, XV в. План города
1 – монастырь Санта Тринита аль Монте; 2 – замок св. Ангела (Мавзолей Адриана); 3 – Оспедале Сан Спирито; 4 – фонтан Треви; 5 – палаццо Капраника; 6 – церковь Санта Мария делла Паче; 7 – церковь Санта Мария дель Анима; 8 — палаццо дель Говерно Веккио; 9 — Пантеон; 10 — церковь св. Апостолов; 11 — палаццо Канчеллерия; 12 — церковь Сан Лоренцо ин Дамазо; 13 — палаццо Венеция; 14 — сад Сан Марко; 15 — церковь Сан Пьетро ин Винколи; 16 — театр Марцелла; 17 — церковь Санта Мария ин Трастевере; 18 — церковь Сан Пьетро ин Монторио; 19 — Темпьетто; 20 — театр Помпея; 21 — мавзолей Августа; 22 — Колизей; 23 — Арка Константина. Вверху справа — территория Рима в античную эпоху (римскими цифрами обозначены районы Августа) и в XV в. (заштриховано)
1 – монастырь Санта Тринита аль Монте; 2 – замок св. Ангела (Мавзолей Адриана); 3 – Оспедале Сан Спирито; 4 – фонтан Треви; 5 – палаццо Капраника; 6 – церковь Санта Мария делла Паче; 7 – церковь Санта Мария дель Анима; 8 — палаццо дель Говерно Веккио; 9 — Пантеон; 10 — церковь св. Апостолов; 11 — палаццо Канчеллерия; 12 — церковь Сан Лоренцо ин Дамазо; 13 — палаццо Венеция; 14 — сад Сан Марко; 15 — церковь Сан Пьетро ин Винколи; 16 — театр Марцелла; 17 — церковь Санта Мария ин Трастевере; 18 — церковь Сан Пьетро ин Монторио; 19 — Темпьетто; 20 — театр Помпея; 21 — мавзолей Августа; 22 — Колизей; 23 — Арка Константина. Вверху справа — территория Рима в античную эпоху (римскими цифрами обозначены районы Августа) и в XV в. (заштриховано)
К началу XV в. город пришел в полное запустение. Лишь немногие сооружения античности сохранились в целостности (например, Пантеон, превращенный в христианскую церковь), некоторые были перестроены (Мавзолей Адриана, использованный в городских укреплениях), некоторые превращены в жилище (театр Марцелла), а большинство оставалось частично или полностью погребенными под 3—4-метровым слоем земли (форумы, Колизей, триумфальные арки).
Акведуки, которые в прошлом несли свежую воду на цветущие холмы Рима, уже давно перестали действовать, и единственным надежным источником водоснабжения была река. Заселенная низколежащая пойма реки подвергалась частым наводнениям, улицы, где бродил скот, были полны отбросов, в городе свирепствовала малярия, возникали эпидемии чумы и холеры.
Несмотря на то, что в XV в. становилось все больше просвещенных гуманистов, изучавших и коллекционировавших остатки античности, варварское разрушение памятников продолжалось. Сооружения превращали в каменоломни: камень и мрамор использовали как строительный материал, а мраморные скульптуры, следуя средневековой практике, все еще нередко пережигали на известь.
В 20-х годах XV в. была восстановлена деятельность античной магистратуры (Magistri Viarum), которая взяла под свою опеку дороги и улицы Рима; реставрировались стены города, мосты, замок св. Ангела и многочисленные церкви; усилиями папы Евгения IV (1431—1447 гг.) охранялись от разрушений Колизей и Пантеон, реставрировались базилики — св. Петра и Латеранская.
Первые серьезные попытки реконструировать Рим были предприняты лишь при папе Николае V (1447—1455 гг.) в связи с подготовкой к юбилейному 1450 году.
Рим. Базилика св. Петра и Ватикан по рисунку XV в.
Задуманная реконструкция, известная по описанию флорентийского посла при Ватикане, хрониста Манетти, включала создание оборонительных стен, восстановление сорока важнейших (титульных) церквей, планировку и застройку Борго (жилого района между замком св. Ангела и базиликой св. Петра, впервые укрепленного папой Львом IV в IX в.), реконструкцию и укрепление папского дворца и коренную перестройку базилики св. Петра. Последние три пункта этой огромной программы, тесно связанные между собой, были первым со времен античности проектом большого архитектурного ансамбля в Риме. Предусматривалась застройка нескольких жилых кварталов для расселения папской курии вдоль трех обрамленных портиками улиц, которые вели, слегка расходясь веером, от площади у моста и замка св. Ангела к площади (279X56 м) перед базиликой св. Петра. Ядром всей композиции являлась базилика, раскрывавшаяся на площадь широкой лестницей из цветного мрамора.
Можно полагать, что основные идеи проекта исходили от привлеченного к реконструкции города Альберти и проводившего строительство Бернардо Росселино. На это же указывает и соответствие проекта принципам, высказанным Альберти в его трактате о зодчестве.