Палладио. Венеция. Церкви Сан Франческо делла Винья, Сан Джорджо Маджоре, Иль Реденторе. Виченца. Театр Олимпико - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Палладио. Венеция. Церкви Сан Франческо делла Винья, Сан Джорджо Маджоре, Иль Реденторе. Виченца. Театр Олимпико

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1520—1580 гг. > Архитектура Северной Италии
    Палладио оказал значительное влияние и на культовую архитектуру, найдя самостоятельное и принципиально новое решение одной из ее наиболее трудных проблем — церковного фасада. Трактуя сложную структуру церкви с «базиликальным» разрезом как два совмещенных объема, Палладио выразил их на фасаде своеобразным сочетанием композиционных схем двух античных храмов: узкий и высокий портик четырехколонного храма (соответствующий центральному нефу), как бы «наложен» на более низкий и широкий портик, включающий габариты боковых нефов. Последовательную разработку мастером этой композиции можно проследить на мраморных фасадах трех церквей в Венеции.
Венеция. 1 — церковь Сан Франческо делла Винья, с 1533 г., Сансовино, Палладио; 2 — церковь Иль Реденторе, 1576— 1592 гг., Палладио; 3 — церковь Сан Джорджо Маджоре, 1580 г., Палладио; 4 — церковь Сан Сальваторе, 1506—1534 гг., Дж. Спавенто, Т. Ломбардо, Я. Сансовино
Венеция. 1 — церковь Сан Франческо делла Винья, с 1533 г., Сансовино, Палладио; 2 — церковь Иль Реденторе, 1576— 1592 гг., Палладио; 3 — церковь Сан Джорджо Маджоре, 1580 г., Палладио; 4 — церковь Сан Сальваторе, 1506—1534 гг., Дж. Спавенто, Т. Ломбардо, Я. Сансовино
    В церкви Сан Франческо делла Винья, строившейся по проекту Сансовино, Палладио принадлежит только фасад (проект 1562 г.). Та же композиция была развита Палладио в церкви Сан Джорджо Маджоре на острове того же названия (проект 1565 г., фасад закончен Скамоцци к 1610 г.). Здесь пространственная и тектоническая структура церкви, четко выраженная в интерьере с помощью большого ордера на пьедесталах в нефе и малого ордера — в капеллах, органически связана с композицией фасада.
    Членения малого ордера пронизывают весь фасад, а его средняя часть значительно выше боковых и выделена полуколоннами на пьедесталах, благодаря чему вся церковь кажется больше и стройнее. Композиция фасада не только отвечает интерьеру, но и явно рассчитана на основные, весьма удаленные точки зрения от Пьяццетты через всю лагуну.
Венеция. Церковь монастыря Сан Джорджо Маджоре, вид от алтаря в сторону входа
Венеция. Церковь монастыря Сан Джорджо Маджоре, вид от алтаря в сторону входа
Венеция. Монастырь и церковь Сан Джорджо Маджоре
Венеция. Монастырь и церковь Сан Джорджо Маджоре
Венеция. Церковь Иль Реденторе
Венеция. Церковь Иль Реденторе
    В свете изложенного трудно согласиться с предположением Виттковера, что сохранившийся палладиевский эскиз фасада с колоннами без пьедесталов был окончательным и отражал истинный замысел мастера, впоследствии искаженный Скамоцци.
    Проектируя церковь и некоторые здания примыкающего к ней монастыря, Палладио верно оценил исключительное градостроительное значение места постройки. Расположив церковь прямо против Пьяццетты, он повернул ее фасад на стрелку между Большим Каналом и каналом Джудекка. Благодаря этой ориентации весь комплекс Сан Джорджо, включающий большую церковь с классически уравновешенным, хорошо читающимся издали фасадом и поднятым на барабане куполом, живописную группу монастырских построек (подчеркивающих размеры церкви) и кампанилу, превосходно замыкает венецианскую лагуну, превращая ее в один из самых прославленных городских пейзажей мира.
Венеция. Церковь Иль Реденторе
Венеция. Церковь Иль Реденторе
Венеция. План
Венеция. План
1 — площадь Сан Марко; 2 — пьяцетта; 3 — мост Риальто; 4 — кампо Санти Джованни э Паоло и скуола Сан Марко; 5 — арсенал; 6 — церковь Сан Джорджо Маджоре; 7 — церковь Иль Реденторе; 8 — скуола Сан Рокко; 9 — кампо Сан Паоло; 10 — мост у Академии; 11 — церковь Сан Микеле; 12 — церковь Санта Мария деи Мираколи; 13 — церковь Сан Сальваторе; 14 — церковь Санта Мария делла Салюте. Дворцы: а — Дукале (дворец Дожей); б — Тревизани; в — Контарини-Фазан; г — Дарио; д — Корнер делла Ка Гранде; е — Кавалли; ж — Редзонико; з — Пизани; и — Контарини делле Фигуре; к — Мочениго; л — Корнер-Спинелли; м — Гримани; н — Манин; о — деи Камерленги; п— Корнер-Мочениго; р — Ка д’Оро
    Церковь Иль Реденторе на о. Джудекка (1576—1592 гг.) близка по композиции к предыдущей постройке, но ее неф значительно шире, а оба ордера в интерьере не имеют пьедесталов и поднимаются прямо от уровня пола капелл и средокрестия, чуть приподнятых над полом основного корабля. Это отражено в композиции фасада: его средняя часть доминирует над боковыми, и оба ордера покоятся на высоком цоколе, от которого спускается к набережной широкая и пологая мраморная лестница.
    Церковь стоит среди жилой застройки на узкой набережной и видна только со стороны фасада, лучше всего — с канала. По мере приближения купол, башни и крыша совершенно исчезают за аттиком (и первой парой стенок-контрфорсов), и зритель полностью попадает под обаяние величавого и необычайно торжественного фасада.
    В обоих церквах центральный неф продолжен за средокрестием длинным сводчатым хором, отделенным от алтарного пролета колоннадой, прямой и двухъярусной в Сан Джорджо Маджоре и полукруглой в Иль Реденторе. Это интересное, новаторское развитие пространства в глубину посредством создания за алтарем сквозной, напоминающей театральную кулису преграды, послужило важным доводом, чтобы отнести церкви, а с ними и все творчество Палладио к маньеризму. Однако в сияющих белизной интерьерах палладиевских церквей с их нерасчлененными и нерасписанными сводами и куполами господствует невозмутимый, почти отчужденный покой, а сильно развитое пространство средокрестия усиливает классическую ясность и уравновешенность композиции. Обе венецианские церкви Палладио следует отнести к числу немногих действительно значительных ренессансных церквей Италии второй половины XVI в.
    Особое место занимает в творчестве Палладио выстроенный по его проекту театр Олимпико в Виченце. Он был закончен Скамоцци и торжественно открыт в 1585 г.
Виченца. Театр Олимпико, 1580 г. Палладио
Виченца. Театр Олимпико, 1580 г. Палладио
    Потребность в специальных театральных зданиях возникла в XV и XVI вв. в связи с возрождением античной драмы и комедии и постановкой старых и новых светских пьес, рассчитанных на широкий круг зрителей. Наиболее крупные театральные здания этой поры, выстроенные из дерева, погибли от пожаров. Особенное значение для ранней истории театрального здания Возрождения приобрели поэтому страницы, посвященные театру в трактате Серлио, и прекрасно сохранившийся театр Палладио в Виченце.
Виченца. Театр Олимпико, 1580 г. Палладио
Виченца. Театр Олимпико, 1580 г. Палладио
    Серлио дает план и разрез театра, устраиваемого во дворе или в зале дворца, как было сделано им самим в 1539 г. во дворе палаццо Порто в Виченце. В его проекте не чувствуется органической связи зрительного зала со сценой: план амфитеатра насильственно ограничен общим прямоугольником театрального плана. Театр Палладио представляет собой своеобразный возврат к принципам построения античного театрального здания, подобно тому, как основные постановки в вичентинском театре были в то время возвратом к античной трагедии и комедии. Палладио, в частности, изучал остатки римского театра в Виченце.
    Общая вместимость зрительного зала — около 1000 человек. Полуамфитеатр мест для зрителей окружен сверху колоннадой, маскирующей неправильную форму здания.
    Зрительный зал и сцена перекрыты общим плоским потолком. Внутренние конструкции театра выполнены из дерева, отделка интерьера — из стукка.
    Подобно римскому театру, сцена театра Палладио несколько поднята над полом зрительного зала, вытянута в поперечном направлении и ограничена высокими стенами с трех сторон. Два яруса ордеров, сильная пластика приставных колонн и раскреповок, многочисленная скульптура придают исключительную парадность композиции. Но главное нововведение — развитие сцены в глубину и создание объемных декораций: сквозь пять проемов, сделанных в заднике сцены, зрителям видны расходящиеся городские улицы, глубина которых искусно усилена с помощью иллюзорной перспективы.
    Благодаря своей ширине сцена сливается со зрительным залом в единый объем. Сцена и зрительный зал слиты в гармоническое единство и всем строем архитектурных форм, и общим ритмом, и ясно ощутимым согласованием членений.
    В целостности интерьера важную роль играет нарастание богатства композиции к центру сцены — высокой открытой арке, введением которой Палладио решительно отказывался от принципа сцены античного театра с ее глухой задней стеной.
    Постройки Палладио, его дворцы и виллы, весь его творческий метод, позволявший широко варьировать созданные им типы архитектурных композиций и прекрасно раскрытый в получившем широкую известность трактате, имел огромное влияние на архитектуру Западной Европы, особенно Англии, Франции и России, во многом предопределив эстетические идеалы, композиционные приемы и даже образы архитектурного стиля классицизма.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому