Общественные постройки. Брюгге, Канцелярия городского суда. Льеж, Дворец правосудия. Антверпен, Ратуша
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Нидерландов
Новый классический стиль начинает проникать в архитектуру зданий общественного характера. Однако старые традиции здесь еще слишком сильны, и их не сразу удается вытеснить. В результате возникают постройки, в которых новые формы архитектуры причудливо соединяются с традиционной конструктивной основой. К известным памятникам этого рода принадлежит здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534—1537 гг., строитель — архитектор Христиан Сиксденирс). Эта очень небольшая двухэтажная постройка расположена на главной площади, слева от внушительного здания ратуши.
Брюгге. Канцелярия городского суда, 1534—1537 гг. Христиан Сиксденирс
Участок, на котором поставлено здание Канцелярии, прежде отделялся от ратуши очень узкой уличкой, носящей колоритное название улицы Слепого осла. Архитектор зрительно расширил фасад Канцелярии, перекинув от него через уличку арку на уровне второго этажа, соединившую его со зданием ратуши. Таким образом, уличка превратилась во внутриквартальный проезд, и образовался сплошной фронт застройки площади со стороны ратуши, отчего выиграло не только здание Канцелярии, но и гораздо более монументальное здание ратуши и вся площадь в целом. Главная сторона площади получила эффектную симметричную застройку, так как справа к ратуше в 1529—1534 гг. был вплотную пристроен меньший по высоте фасад капеллы Святой крови.
Фасад Канцелярии городского суда дает пример готической конструкции в своеобразном ренессансном оформлении ее каннелированными полуколоннами, импостами с медальонами, орнаментированным фризом с мотивами ренессансного характера. Завершается фасад тремя фронтонами с венчающими их статуями; средний фронтон, безусловно, доминирует в этой композиции, превосходя остальные фронтоны по размерам и богатству украшений. И здесь элементы новой архитектуры объединены с готическими мотивами, например ренессансные волюты усеяны готическими краббами, да и сами вытянутые кверху пропорции фронтонов свидетельствуют о живучести готических традиций.
Более органично принципы готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах окруженного аркадой монументального двора во Дворце правосудия (бывшем дворце епископа) в Льеже (двор сооружен в 1526—1540 гг.).
К середине XVI в. классический стиль уже находит более зрелое выражение в самых монументальных и идейно-значительных произведениях нидерландской архитектуры — в зданиях ратуш.
Льеж. Дворец правосудия (бывший дворец архиепископа), 1526—1540 гг. Двор
Первой ратушей, целиком созданной в классических формах, была ратуша в Утрехте (1547 г.). Она не сохранилась до нашего времени и известна по старым рисункам. Самым же главным сооружением нового стиля была знаменитая ратуша в Антверпене (1561—1565 гг.). Строитель ее — крупнейший нидерландский архитектор XVI в. Корнелис Флорис. Очень большая по размерам и выдающаяся по своим архитектурным качествам антверпенская ратуша имела в нидерландской архитектуре XVI в. такое же, если не более важное, значение, какое ратуша в Брюсселе имела в зодчестве XV в. Ратуша в Антверпене также занимает целиком одну из сторон главной площади города. Обширность площади и характер пропорций расположенных на ней цеховых домов оттеняют размеры и крупный масштаб ратуши.
Антверпен. Гран-плас. Ратуша и цеховые дома, застройка XVI в.
Антверпен. Ратуша, 1561—1565 гг. Корнелис Флорис
В плане ратуша в Антверпене представляет собой растянутое вширь каре с узким внутренним двором. Такое решение несколько повышает значение боковых фасадов, но при этом сохраняется безусловное господство главного фасада. Его общая архитектурная композиция свидетельствует о том, что, применяя формы классического ренессансного зодчества, Корнелис Флорис сумел на новой основе развить образные идеи созданных в Нидерландах монументальных гражданских построек прошлых столетий. По существу он снова разрабатывает тему величественного сооружения с широкими крыльями, увенчанного в центральной части фасада выразительным высотным акцентом.
Фасад антверпенской ратуши представляет собой четырехэтажный массив с повышенной центральной частью, контрастно сопоставленной с направленными вширь боковыми частями. Архитектурные формы центрального массива, занимающего всего три, но зато очень широкие оси, даны в более крупном масштабе, нежели в боковых крыльях. Энергичная пластика архитектурных форм центральной части, слегка выступающей наподобие ризалита за линию фасада, эффектно оттенена более строгой плоскостью стены по сторонам от нее.
Архитектурные формы боковых частей фасада отличаются ясностью и простотой. Рустованная стена нижнего этажа разделена простыми арочными проемами — так Флорис интерпретирует тему традиционной арочной галереи. Второй и третий этажи одинаковы по высоте и по архитектурной трактовке: они равномерно расчленены большими окнами прямоугольных очертаний с простым крестообразным переплетом. В узких простенках между ними плоские пилястры, во втором этаже тосканского, в третьем — ионического ордера.
Необычен меньший по высоте четвертый балконный этаж, отделенный от нижних этажей слегка выступающей за плоскость фасада балюстрадой. За балюстрадой высится ряд невысоких тонких столбов, поддерживающих карниз; немного отступя от них вглубь, следует стена четвертого этажа, разделенная невысокими двойными окнами. Несколько необычно в сочетании с классическими формами выглядит кровля, не такая крутая, как в готических постройках, но все же довольно высокая, а для балконного этажа кажущаяся тяжеловатой.
Иной характер носит архитектура центральной части фасада. До четвертого этажа ее горизонтальные членения совпадают с поэтажным членением, но вместо прямоугольных окон здесь во всех этажах применены несколько более широкие полуциркульные окна, очень широкие простенки между которыми заполнены сдвоенными колоннами и нишами с медальонами. Над тремя этажами центрального ризалита поднимается его высотная часть в виде гигантского трехъярусного фронтона с двумя обелисками по бокам.
В композиции фронтона основная архитектурная тема центрального ризалита варьируется Флорисом с большим мастерством. Сочетание украшенных статуями огромных ниш с фланкирующими их сдвоенными колоннами производит впечатление чрезвычайного богатства и великолепия архитектурных форм.
В целом это сооружение воспринимается не только как здание городского совета, но как памятник могущества Антверпена, важнейшего торгового центра, как свидетельство величия Нидерландов в период их общего подъема. Недаром современники восторженно отзывались об антверпенской ратуше, архитектура которой оказала сильное воздействие на зодчество северо-западной Европы. В качестве примера такого воздействия можно привести монументальную ратушу в городе Эмдене (Германия), построенную в 1574—1576 гг. архитектором Лауренсомван Стенвинкелем из Антверпена.
Особое значение ратуши в Антверпене заключается также в том, что строитель ее сумел в ренессансных формах воплотить издавна установившиеся в нидерландских постройках общие композиционные принципы, дав новое творческое претворение мотивам, характерным для готической стилевой системы. Так, например, по-новому, с подлинным блеском решена им традиционная тема венчающего здание высокого фронтона. Недаром многие из приемов Флориса были продолжены и развиты в XVII в. зодчими фламандского барокко. Что касается трактовки основных элементов новой архитектурной системы, то здесь у Флориса, как и у многих его нидерландских современников, чувствуется тенденция к акцентировке декоративных возможностей ордера.
По своим масштабам антверпенская ратуша оказалась единственным в своем роде произведением нидерландского зодчества. Через два года после ее завершения в Нидерландах вспыхнула революция, и длительная война с Испанией приостановила строительство крупных сооружений.