Буонталенти. Кафедра хора в церкви Санта Тринита, Фонтан на углу виа Борго Сант Якопо. Виллы Петрайя, делла Маджа, Артимино - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Буонталенти. Кафедра хора в церкви Санта Тринита, Фонтан на углу виа Борго Сант Якопо. Виллы Петрайя, делла Маджа, Артимино

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1520—1580 гг. > Архитектура Флоренции
    В церковных сооружениях Буонталенти показал себя менее значительным архитектором, чем в постройках светских. Больше всего работал он для флорентийского монастыря Санта Тринита, где перестраивал церковь того же названия. Хотя фасад церкви Санта Тринита повторяет общую схему фасадов римских церквей времени контрреформации, в нем нет ничего от их барочного склада (ближайшая аналогия — фасад церкви Сан Спирито ин Сассиа Антонио Сангалло Младшего). Простые членения довольно сухого в целом фасада четко выявляют трехнефный план церкви.
    Значительно интереснее кафедра хора с лестницей, которая вела в алтарь церкви Санта Тринита, но позднее была перенесена в другую флорентийскую церковь, Сан Стефано. Нигде так безудержно и ярко не проявилась тяга Буонталенти к деталям, идущим от форм органической природы. По сторонам кафедры две распластанные фантастические раковины из мрамора, загибающиеся в волюты под выступом кафедры. Темный мрамор превращен в подобие тягучего пластического тела, причудливо изгибающегося по воле зодчего.
Флоренция. Буонталенти. Казино Медичео, 1574 г.
Флоренция. Буонталенти. Казино Медичео, 1574 г.
Флоренция. Буонталенти. Кафедра хора в церкви Санта Тринита (ныне в церкви Сан Стефано)
Флоренция. Буонталенти. Кафедра хора в церкви Санта Тринита (ныне в церкви Сан Стефано)
    С лестницей Санта Тринита перекликается маленький фонтан на углу улиц Борго Сант Якопо и делло Спроне во Флоренции. Две волюты, похожие на раковины улитки, своими завитками держат чашу фонтана, в которую из причудливой маски льется струйка воды. В формах фонтана нет ни одной жесткой линии, кажется будто они сами, как живые, свертываются в завитки. Единственная строгая, тектоническая форма в этой композиции — четкие грани скошенного угла, к которым прилепились волюты чаши. Гладь стены остро контрастирует с мягкой пластикой фонтана.
Флоренция. Буонталенти. Фонтан на углу виа Борго Сант Якопо; палаццо Нонфинито, деталь окна; дом Бьянки Капелло, 1567 г.
Флоренция. Буонталенти. Фонтан на углу виа Борго Сант Якопо; палаццо Нонфинито, деталь окна; дом Бьянки Капелло, 1567 г.
    Так же, как и фасад церкви Санта Тринита, мало интересен проект фасада Флорентийского собора, хотя и изобилующий тонкими деталями (сохранилась его деревянная модель); еще скучнее алтари и капеллы в других флорентийских церквах.
Флоренция. Вилла Петрайя, 1575—1589 гг. Буонталенти
Флоренция. Вилла Петрайя, 1575—1589 гг. Буонталенти
    Жилые сооружения Буонталенти строил больше за городом, чем во Флоренции. Самой большой и богатой была вилла Пратолино (начата в 1569 г., разрушена в прошлом веке), о которой можно судить только по изображениям и описаниям современников.
    В перестроенной Буонталенти старой вилле Петрайя на гладких стенах строго размещены просто обрамленные прямоугольные окна и арочная дверь в формах Брунеллеско. Кроме угловых рустов без рельефа и герба над главным входом здесь нет других украшений. Прост и стропильный карниз. Крепостной башне на машикулях, оставшейся от старой постройки и превращенной в вышку с лоджией, Буонталенти придал новый не лишенный элегантности облик.
    Буонталенти принадлежит и вилла делла Маджа в Тиццано, близ Пистойи, также созданная им на базе старой постройки. Во дворе виллы Маджа архитектор, идя от мотивов флорентийского кватроченто, использовал сочетание белых стен и темного рисунка почти гладкой (в подрезку) филенкообразной декорировки. Вместе с темными горизонталями карниза и тяги, дугами аркады и обрамлением проемов узор фигурных филенок придает небольшому дворику облик нарядного интерьера. В центре дворика типичное для Буонталенти низкое кольцо фонтанной чаши со статуей пастушка, играющего на волынке.
Тиццано. Вилла делла Маджа, 1580 г. Буонталенти
Тиццано. Вилла делла Маджа, 1580 г. Буонталенти
Синья, близ Флоренции. Вилла Артимино, 1594 г. Буонталенти. Южный фасад
Синья, близ Флоренции. Вилла Артимино, 1594 г. Буонталенти. Южный фасад
    Последнее и лучшее из загородных сооружений архитектора — вилла Аритимино в окрестностях Синьи. В ней мастерски «обыграны» формы прежних загородных замков. План виллы прост и рационален. Жилые комнаты выходят в продольные залы в два света с торцов, связанные с вестибюлем в центре. Главный вход в виллу — по наружной лестнице через лоджию во второй, парадный, этаж; под «висячим» маршем лестницы вход в первый этаж. Вилла, в целом трехэтажная, имеет по северному фронту еще служебный полуэтаж между вторым и верхним. По сторонам вестибюля — две одномаршевые лестницы. Все помещения имеют камины. В бастионообразных выступах — санитарные узлы.
    Внешний облик виллы изысканно прост. Подчеркнуто простой объем, крупный рисунок фасадов с редкими, словно в крепости, окнами, большое поле стены с немногими скупыми деталями, все это, пронизанное тонким чувством пропорций, гармонично связано с пейзажем. С северной стороны — глубокая, нарядная лоджия. Благодаря рифленой фактуре, росписям сводов и мраморным вазам она воспринимается как ювелирная драгоценность, вправленная в гладкую стену фасада; лестница изящным мостиком опускается из лоджии. Центр южного фасада отмечен балконом с тремя окнами и гербом Медичи над ними.
    Во всей вилле Артимино нет новых выдумок Буонталенти, зато именно здесь он еще раз в полной мере обнаружил тонкое чувство пропорций, строгий и безошибочный вкус, лишь иногда изменявший ему, когда он, дав полную волю фантазии, превращался в выдумщика-декоратора.
Синья, близ Флоренции. Вилла Артимино, 1594 г. Буонталенти. План и разрез
Синья, близ Флоренции. Вилла Артимино, 1594 г. Буонталенти. План и разрез
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому