Италия. Центрические постройки конца XV в. Палаццо, Лоджия дель Консильо
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Рима в первой четверти XVI в.
Общеитальянское значение сложившегося в Риме архитектурного стиля проявилось и в быстроте, с которой он распространялся и получил признание. Это можно проследить, например, на центрических церквах, строившихся на рубеже XV и XVI вв. по всей Италии, а на севере особенно ярко отразивших местные традиции и одновременно влияние Браманте.
Такова церковь Санта Мария Инкороната в Лоди, начатая в 1488 г. местным мастером Баттаджо, доведенная до конца Дольчебуоно и Лаццаро Палаццо и увенчанная в 1513 г. куполом Амадео.
Италия. Центрические постройки конца XV в. 1 — Павия. Церковь Санта Мария Короната (ди Канепанова), 1492 г.; 2 — Лоди. Церковь Санта Мария Инкороната, 1488 г.; 3 — Крема. Церковь Санта Мария делла Кроче, 1490—1500 гг.
Годы рождения и смерти Джованни ди Доменико Баттаджо неизвестны. В 1465—1466 гг. он был занят строительством госпиталя в Лоди, в 1480 г. его имя упоминается в Милане, а с 1487 г. он начал строительство названной церкви в Лоди, где был не только руководителем работ, но и исполнителем терракотовых деталей.
Около 1490 г. Баттаджо участвовал в конкурсе на проект купола Миланского собора, в 1490 г. делал эскизы для церкви Санта Мария делла Кроче в Крема.
Восьмигранное пространство церкви, двухъярусное членение и пластическая разработка его стен почти буквально повторяют сакристию Сан Сатиро. Те же крупные арочные ниши в первом ярусе и парные арки второго яруса, раскрывающиеся в проложенный в толще стены кольцевой обход, такие же изломанные в плане угловые пилястры.
Не меньшее сходство с миланской сакристией имеет и церковь Санта Мария Короната в Павии (1492 г.), план которой приписывают Браманте.
Свободно стоящая центрическая композиция, усложненная четырьмя квадратными капеллами, была еще раз использована Баттаджо для церкви Санта Мария делла Кроче в Крема (1490—1500 гг.); изобильная деталировка в чисто ломбардском вкусе и венчающая барабан традиционная арочная галерея, скрывающая купол, свидетельствуют о глубоко укоренившихся эстетических склонностях этого мастера.
В ряду других центрических сооружений, появившихся в Милане и Ломбардии в конце XV и начале XVI вв., следует назвать церковь Мадонна ди Кампания около Паланцы, церковь делла Пассионе, построенную Кристофоро Солари, церковь Сан Маурицио в Милане, построенную Дольчебуоно и собор в Комо (начат в 1519 г.), возведенный братьями Томазо и Джакопо Родари в декоративном стиле Амадео (но апсида, построенная Кристофоро Солари, имеет черты монументальности, свойственной сооружениям следующего периода). К этому же кругу сооружений относится и капелла Тривульцио в Милане (1518 г.), построенная Брамантино.
Дольчебуоно Джан Джакопо (около 1440—1504 гг.) — миланский архитектор. Вел работы в миланском соборе (с 1472 г.); с Амадео выиграл конкурс на проект купола (1490 г.); с Браманте разрабатывал план собора в Павии (с 1488 г.). Участвовал в строительстве павийской Чертозы и собора (до 1503 г.), церкви Инкороната в Лоди (1489 г.) церкви Сан Маурицио в Милане.
Кристофоро Солари, прозванный Гоббо (около 1460—1527 гг.), являющийся в большей мере скульптором, чем архитектором, принадлежит, в отличие от своего однофамильца Гуинифорте Солари, к последователям Леонардо и Браманте.
Отправившись в 1489 г. в Венецию, он возвратился в 1495 г. в Милан для работы над павийской Чертозой. В 1501 г. был назначен скульптором Миланского собора. В 1512 г. выполнил модель двора церкви Санта Мария Прессо Сан Чельсо, а в 1513 г. — модель апсиды собора в Комо (с Томмазо Родари). С 1519 г. Кристофоро Солари был назначен архитектором Миланского собора.
Бартоломео Суарди, прозванный Брамантино (около 1465—1536 гг.), работал главным образом в Милане в качестве живописца. В 1508 г. был в Риме. Капелла Тривульцио — его единственная достоверная архитектурная работа.
Одним из наиболее простых и вместе с тем гармоничных примеров центрических сооружений этого времени является церковь Санта Мария делла Консоляционе в Тоди (Умбрия, начата в 1508, в основном закончена к 1534 г.). Ее совершенно уравновешенная центрическая композиция, пожалуй, с наибольшей полнотой воплощает идеи, отразившиеся в рисунках Леонардо да Винчи.
Тоди. Церковь Санта Мария делла Консоляционе, 1508 г. Кола да Капрарола
Тоди. Церковь Санта Мария делла Консоляционе, 1508 г. Кола да Капрарола
Строительство церкви, планы которой еще с XVI века приписывали Браманте, велось местным мастером Никола ди Маттеуччо, прозванным Кола да Капрарола.
Кола да Капрарола известен с 1494 г.; первоначально он работал с Антонио да Сангалло Старшим в Чивита Кастеллана (1494 г.) и в Непи (1499 г.). С 1508 г. — строил церковь в Тоди. В 1512—1515 гг. перестраивал собор в Фолиньо, в 1518 г. руководил строительством укреплений в Порто Эрколе у Монте Арджентарио (по поручению Агостино Киджи).
В связи с затянувшимся строительством церкви в Тоди упоминаются имена Антонио да Сангалло (Мл.), Перуцци, Виньолы, Алесси.
Благодаря точному, на редкость стройному и ясному соответствию единого внутреннего пространства и его архитектурной оболочки, свободной от всяких дополнительных, затемняющих структуру деталей, сооружение производит удивительно органичное впечатление.
Первыми значительными памятниками нового стиля в Вероне, Падуе и Брешии — в городах, судьба которых в XV в. отразила непрекращавшуюся борьбу между Миланским герцогством и Венецией и которые к концу этого периода приобрели под властью последней относительное спокойствие и самостоятельность, — были здания городских властей. В их архитектуре, сохраняющей некоторые локальные черты, северная (ломбардская и венецианская) декоративность проявлялась гораздо сдержаннее, сочетаясь с новой для этих областей ясностью и строгостью композиции. Однородные требования определили единый тип: двухэтажное здание с большой открытой лоджией в первом этаже и залом заседаний — во втором, решенном особенно парадно (этот тип наметился в XIII в.).
Верона. Палаццо дель Консильо, I486—1493 гг. Фра Джокондо
Палаццо дель Консильо в Вероне (1486—1493 гг.), построенное Фра Джокондо при традиционном расположении основных помещений, имеет элегантный, праздничный, по-венециански живописный мраморный фасад, покрытый резьбой и росписями.
Джованни да Верона, францисканский монах, известный под именем Фра Джокондо, родился в Вероне около 1433 г., умер в Риме в 1515 г. Документальные свидетельства о выполненных им сооружениях отсутствуют.
Помимо комментирования изданного им Витрувия Фра Джокондо занимался математикой, теорией пропорций, мостами, военной архитектурой (укрепления в Тревизо и Падуе). Ему приписывают лучеобразные бастионы, усовершенствованные позже Санмикели и Вобаном. Им же была разработана планировка района Риальто в Венеции и составлен проект самого моста Риальто, выполненного позднее Антонио да Понте и Скарпаньино, а также моста Нотр-Дам в Париже (приписываемого некоторыми авторами неизвестным каменщикам).
Во время работы в Риме Фра Джокондо выполнил проект собора св. Петра и занимал должность хранителя древностей.
Фра Джокондо, один из первых почитателей и комментаторов Витрувия (скульптурное изображение которого помещено наверху фасада в одном ряду со статуями выдающихся веронцев), обнаруживает не только глубокое знакомство с античной ордерной системой, но и ее творческое, свободное понимание.
Падуя. Лоджия дель Консильо, 1498—1523 гг
Используя ордер в композиции фасада, мастер придает ведущую роль стене, а тем самым и всему главному (второму) этажу, включающему зал совещаний Совета. Пилястры, членящие стену и подчиненные ей, служат зодчему для того, чтобы ограничить по концам и отметить середину нижнего портика. Обработанный пилястрами столб посредине портика говорит о том, что мастер стремился не центрировать композицию, но подчинить ее окружению.
Лоджия дель Консильо в Падуе, начатая в 1498 г. Аннибале Маджи и оконченная на протяжении первой четверти XVI в., общим характером фасада из белого известняка явно напоминает традиции романского периода, определившие в значительной мере облик всего города. Но композиция фасада уже переведена на язык античных архитектурных форм: верхний этаж расчленен пилястрами, подчиненное значение которых по отношению к стене выражено в их широкой расстановке и раскреповках.