Баччо д’Аньоло, палаццо Комунале, Бартолини. Сангалло Старший, палаццо Таруджи, дель Пекора, Червини
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Рима в первой четверти XVI в.
Брешия. Палаццо Комунале, начат в 1492 г.
Палаццо Комунале (или Лоджия) в Брешии — наиболее строгое и монументальное сооружение этой группы. Начатое в последнем десятилетии XV в., оно было закончено лишь в середине XVI в. (возможно, при участии Сансовино) и перестраивалось в XVIII и XX вв.
Мощные, широко раскрытые аркады глубокого портика (в отличие от двух упомянутых выше сооружений) лишь чуть приподняты над уровнем площади. Пластика строго классических аркад усилена коринфскими полуколоннами и кругами в тимпанах арок, в которых были установлены бюсты римских императоров. Второй этаж здания, выполненный из белого мрамора, имеет иной характер благодаря лизенам из цветного мрамора, а также тончайшей резьбе, покрывающей пилястры, фризы главного карниза и оконные наличники.
Наряду с этим в Брешии можно отметить и сооружения, в композиции которых нет тектонической ясности, а формы античной архитектуры используются лишь как элемент изобильного декора.
Такова церковь Санта Мария деи Мираколи в Брешии, построенная, как полагают, по проекту Антонио Пурленго (1488 г.; разрушена в 1944 г.). Своды и купола над четырехстолпным планом распределены зодчим явно без понимания композиционных свойств этих форм: четыре купола акцентируют крайние ячейки по главным осям плана, тогда как его центр перекрыт таким же сводом, как и угловые секции. Отсутствие подчеркнутого пространственного центра в церкви лишило замысел единства.
Удачнее другое произведение того же А. Пурленго — лоджия Монте ди Пьета (ломбард) в Брешии (конец XV— начало XVI в.). Это сквозная аркада крытого перехода между двумя зданиями на пьяцца делла Лоджа. В этом изящном сооружении, облицованном белым и цветным мрамором и покрытом тончайшей резьбой, ломбардские традиции удачно сочетаются с венецианскими.
Флоренция была лучше подготовлена к восприятию «классического» римского стиля, завершившего начатые в ней за сто лет до того искания. Этот стиль развивал здесь Баччо д'Аньоло, а также два представителя семьи Сангалло: Джан Франческо и Антонио Старший.
Баччо д’Аньоло (1462—1543 гг.) флорентийский архитектор и резчик по дереву. С 1507 г. строил обходную галерею у основания купола Брунеллески в соборе Санта Мария дель Фьоре, работа над которой неоднократно прерывалась. В 1516 г. был привлечен к проектированию фасада для церкви Сан Лоренцо и выполнил по рисункам Микеланджело его деревянную модель. Выстроил во Флоренции несколько дворцов. Небольшое палаццо Бартолини (1520—1529 гг.) — характерный пример его творчества.
Флоренция. Палаццо Бартолини, 1520 г. Баччо д’Аньоло
Флоренция. Палаццо Бартолини, 1520 г. Баччо д’Аньоло
Антонио да Сангалло Старший принимал деятельное участие во многих крупнейших архитектурных начинаниях конца XV и начала XVI столетий.
Антонио Джамберти да Сангалло Старший (1455—1534 гг.) — брат Джулиано — архитектор, скульптор, инженер, родился во Флоренции, умер там же. Как архитектор и инженер долгое время работал вместе с братом, а затем самостоятельно, главным образом во Флоренции и других городах Тосканы. Основные архитектурные работы: церковь Сантиссима Аннунциата в Ареццо (1506 г.), лоджия на площади Сантиссима Аннунциата во Флоренции (1517 г.), церковь Мадонна ди Сан Бьяджо в Монтепульчано (1518—1529 гг.) и каноникат при ней (1529 г.). В Монтепульчано им выстроены также (с 1518 г.) дворцы: Таруджи (или палаццо Нобиле), Контуччи Червини, дель Пекора, а также фонтан на главной площади и рыночный портик; в Монте Сан Савино — палаццо Комунале. Из многочисленных фортификационных построек мастера наиболее важна крепость в Чивита Кастеллана, законченная Антонио да Сангалло Младшим.
Одной из первых построек да Сангалло, в которой некоторые черты еще напоминают о Брунеллески, является церковь Санта Аннунциата в Ареццо, трехнефная базилика с трехчастным нартексом, трансептом и куполом над средокрестием. Но массивные опоры купола, мощные.архивольты подпружных арок, тяжелые цилиндрические своды центрального нефа и концов трансепта, отсутствие концентрических арок, дифференцирующих и облегчающих плоскости стен, делают архитектурный облик интерьера церкви более тяжелым, грузным, чем у Брунеллески. Ордерные формы воспринимаются как монументальные пластические членения стен, поддерживающих своды.
Сильнее сказался отход мастера от легких архитектурных форм кватроченто в церкви Мадонна ди Сан Бьяджо в Монтепульчано, произведении, которое в хронологическом и в стилистическом отношениях принадлежит к первой четверти XVI столетия.
Монтепульчано. Церковь Мадонна ди Сан Бьяджо, 1518—1529 гг. Антонио да Сангалло Старший
Монтепульчано. Церковь Мадонна ди Сан Бьяджо, 1518—1529 гг. Антонио да Сангалло Старший
Так же, как и его брат Джулиано в церкви Мадонна делле Карчери в Прато, Антонио да Сангалло кладет в основу композиции церкви равносторонний греческий крест. Однако, стремясь выделить один из фасадов как главный, зодчий удлиняет противоположную входу ветвь креста с хором, завершая ее полукруглой апсидой с алтарным помещением; чтобы еще сильнее подчеркнуть значение главного фасада и основное движение по продольной оси церкви — от входа к алтарю, фасад фланкирован двумя свободно стоящими (по средневековой традиции) колокольнями в виде многоярусных башен, завершенных восьмигранными шатрами (одна башня недостроена).
Монтепульчано. Церковь Мадонна ди Сан Бьяджо, 1518—1529 гг. Антонио да Сангалло Старший
Интерьер церкви при всей его простоте обладает большой пластической выразительностью, которую сообщает ему сложная система горизонтальных и вертикальных членений стен, сдержанность деталей и крупный масштаб архитектуры. Введение высокого барабана, одного из первых в архитектуре Возрождения барабанов не скрытых снаружи галереей, позволило не только хорошо осветить подкупольное пространство, но и подчеркнуть центрическую собранность формы; выявить глубину подкупольного пространства, сделать объемную композицию церкви и ее силуэт более стройными.
Безусловно, сильное влияние на Антонио да Сангалло имело творчество Браманте. В проекте собора св. Петра Браманте можно видеть тот же прием квадратных многоярусных колоколен по бокам главного входа, сферический купол в центре.
В церкви Мадонна ди Сан Бьяджо получил наиболее полное выражение круг идей, который был связан в первой четверти XVI в. с разработкой проблемы центрально-купольного храма и церковного фасада, в частности с собором св. Петра в Риме.
Антонио да Сангалло участвовал в конкурсе на проект собора св. Петра в Риме, отстаивая и развивая идею центрической композиции Браманте; у Браманте, вероятно, он заимствовал и прием расположения башен по углам церкви.
Дворцы, построенные Антонио да Сангалло в Монтепульчано, дают наглядное представление об изменениях, происшедших в этом архитектурном типе. Большинство построенных Антонио да Сангалло городских особняков имеет два этажа. В отличие от богатых флорентийских палаццо, их планировка более скромна — нередко отсутствует внутренний двор, жилые помещения владельца и его семьи находятся главным образом во втором этаже по соседству с парадными помещениями. В этом сказывается более скромный жизненный уклад светской и духовной знати небольшого провинциального городка.
Монтепульчано. Антонио да Сангалло Старший. 1 — палаццо Таруджи (или Нобиле) с 1518 г.; 2 — палаццо дель Пекора, после 1518 г.
Монтепульчано. Палаццо Таруджи (или Нобиле) и палаццо Червини
Тем разительнее архитектурный контраст представительного и подчеркнуто светского облика этих небольших сооружений с суровыми флорентийскими палаццо раннего кватроченто. Он достигается строгой «классической» композицией фасадов, широко использующей античную ордерную систему (в том числе и «большой» ордер, охватывающий два этажа), применением сильно выступающих ордерных наличников окон и дверей, четко проведенной градацией рустованной кладки облегченных кверху стен, словом, всем арсеналом средств архитектурной выразительности, почерпнутых из античного римского зодчества.
Таковы палаццо дель Пекора в Монтепульчано и палаццо дель Монте (там же), второй этаж которого расчленен ордером ионических пилястр на пьедесталах. В палаццо Нобиле в Монтепульчано введены широкие, раскрытые на улицу, угловые лоджии на первом и третьем этажах. Здание снизу доверху расчленено ордером пилястр и ордерными столбами, раскрепованными по всей их высоте вплоть до венчающего карниза. По характеру архитектуры близка к палаццо Нобиле другая постройка мастера в Монтепульчано — каноникат церкви Сан Бьяджо.
Антонио да Сангалло Старший не был архитектором переходного периода, как его брат Джулиано, в чьих произведениях еще не завершилась борьба новых и старых тенденций. Его творчество отличается большой цельностью и должно быть отнесено к зрелому классическому стилю Возрождения.