Белемская башня св. Винсента. Баталья. Монастырь Богоматери Победы - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Белемская башня св. Винсента. Баталья. Монастырь Богоматери Победы

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Португалии
    Перед Алькантарой, предместьем Лиссабона, на скале, обрывающейся в реку, стоит сторожевая башня.
Белемская башня св. Винсента близ Лиссабона, 1515—1520 гг. Франсишку ди Арруда
Белемская башня св. Винсента близ Лиссабона, 1515—1520 гг. Франсишку ди Арруда
    Она поражает не только монументальностью, необычностью общей композиции, но разнообразием форм, фантастичностью своих деталей. Готические зубцы украшены крестами рыцарского «ордена Христа». Под ними — почти итальянская ренессансная лоджия. Круглые угловые башенки увенчаны куполами невиданной в Европе формы, будто снятыми с индийских храмов. Вместо карнизов каменные морские канаты перетягивают этажи большой башни и шестиугольной террасы, вдающейся в самую реку. Среди других деталей особенно необычен каменный носорог, поддерживающий одну из малых угловых башен.
    Белемская башня св. Винсента (названная так по расположенному рядом городку) была выстроена в начале XVI в. при короле Мануэле. Ее автор — Франсишку ди Арруда (умер в 1547 г.). Запирая устье Тахо, башня защищала столицу Португалии от морских разбойников — африканских корсаров и европейских пиратов.
    Эпоха Возрождения началась в Португалии еще до Мануэля. Человеком нового времени был младший сын короля Жуана I (1385—1433 гг.) инфант Энрике-мореплаватель (умер в 1460 г.). Именно при нем «рамки старого orbis terrarum были разбиты» (Энгельс). Ежегодно отплывали для открытия новых земель снаряженные им корабли. Было исследовано западное побережье Африки и открыт ряд островов. В последующие годы морские экспедиции не прекращались. В 1486 г. Диас открыл мыс Доброй Надежды, а в 1497 г. Васко да Гама огибает Африку и достигает морским путем берегов Индии.
Окно Белемской башни
Окно Белемской башни
    Португальское владычество утверждается до Цейлона и Молуккских островов. Тогда же завязываются торговые отношения с Китаем, начинается исследование восточного побережья Африки. Наконец Кабраль открывает Бразилию. Из Африки, из Азии, из Америки текут в Португалию несметные богатства. В одном из сочинений гуманист Гарсиа да Резенде пишет, что «Португалия в эти годы стала самым богатым из христианских государств». Но она стала и одним из самых культурных государств Европы. Именно в это время жил и творил величайший поэт Португалии Камоэнс. Мануэль Счастливый (1495—1521 гг.) покровительствовал гуманистам. Лучшие европейские ученые были приглашены в университет Коимбры.
    Главной же страстью Мануэля было строительство. Автор хроники его царствования отводит целую главу на перечисление дворцов, монастырей, церквей, крепостей и других зданий, построенных и перестроенных королем в Португалии и во вновь завоеванных странах.
    Был создан исключительно своеобразный архитектурный стиль «мануэлино» (названный так по имени короля), отличавшийся пышным богатством причудливого декора, на характере которого сказались традиционные связи португальского народа с морем (раковины и другие мотивы морской фауны и флоры, корабельные канаты и пр.). Современный испанскому платереско этот новый стиль мануэлино также сохранил черты готики (планы зданий, некоторые формы).
    Как и платереско, он испытывал арабское влияние — португальского мориско и даже испанского мудехар (следует вспомнить дворец в Гвадалахаре). Мануэлевские зодчие обращаются с архитектурными формами так же вольно, как мастера платереско, но их фантазия еще богаче, впечатления, питающие их творчество, разнообразнее и экзотичнее. Наконец, в мануэлевский стиль, как и в платереско, проникают исподволь формы итальянского ренессанса.
    В тихой долине, среди виноградников и поросших соснами холмов, расположен монастырь Богоматери Победы, или коротко Баталья, заложенный в память битвы, где при Аджубарроте 14 августа 1385 г. португальцы разбили вторгшихся в страну испанцев.
1 — Белем. Монастырь св. Иеронима; 2 — Баталья. Монастырь Богоматери Победы, конец XIV — начало XVI в.
1 — Белем. Монастырь св. Иеронима; 2 — Баталья. Монастырь Богоматери Победы, конец XIV — начало XVI в.
Баталья. Монастырь Богоматери Победы. Портал Недостроенной капеллы. Матвиш Фернандиш и Бойтак. Аркада дворика, начало XVI в. Бойтак
Баталья. Монастырь Богоматери Победы. Портал Недостроенной капеллы. Матвиш Фернандиш и Бойтак. Аркада дворика, начало XVI в. Бойтак
    В готическом монастыре архитекторы короля Мануэля Бойтак (умер в 1516 г.) и Матвиш Фернандиш (умер в 1515 г.) создали, используя старое восьмигранное основание, роскошную, но так и оставшуюся незаконченной капеллу — Капельяс Имперфейтас (отсюда и ее название). С внутренней стороны капеллы арка портала окаймлена тонким кружевом резьбы из слоновой кости. Примененное как мотив орнамента, поднимается повторенное 200 раз в венке из плюща загадочное слово (Tamazerei), лишь недавно расшифрованное как сокращение девиза короля Дуарте, который можно перевести: «Верен до гроба».
    Над нишами, предназначенными для гробниц королей, изображены эмблемы: пеликан — Жуана II, мельничное колесо — короля Аффонсо V и др. Выше — карниз, отделанный с ювелирной тонкостью, а на нем столбы незавершенных верхних арок. Увенчанные короной инициалы короля Мануэля обрамляют, повторяясь много раз, окаменевший сказочный лес, где причудливыми узорами сплелись ветви фантастических деревьев, а у корней их скрученных стволов, перехваченных кольцами, расцвели странные цветы. Это не готика с ее строгими вертикалями, а нечто совершенно новое, невиданное.
    Рука смелых новаторов угадывается и во дворе монастыря Баталья. Стрельчатые арки галереи, обходившей монастырский двор, в верхней их половине закрыты выточенной из белого мрамора ажурной решеткой, которая опирается на резные столбики, покрытые поднимающимся спиралью орнаментом. Сквозные узоры мраморной резьбы, журчание фонтана вносят восточную ноту в строгость готического монастыря.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому