Итальянское Возрождение в нидерландской архитектуре. Ратуша в Генте. Бреда. Замок - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Итальянское Возрождение в нидерландской архитектуре. Ратуша в Генте. Бреда. Замок

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Нидерландов
    Особое место среди нидерландских ратуш XVI в. занимает ратуша в Генте. Она состоит из двух частей. Более ранняя часть сооружена в формах готики в 1518—1535 гг. по проекту одного из крупнейших зодчих этого времени, работавшего при дворе Карла V, архитектора Ромбоутса Кельдерманса (умер в 1531 г.), брата Антониса Кельдерманса, строителя ратуши в Миддельбурге. Помощником Ромбоутса Кельдерманса по строительству гентской ратуши был Доминик де Вагемакере. Более поздняя часть ратуши в Генте, выполненная в формах ренессансного классического стиля, была построена уже на рубеже XVI и XVII вв. Ранняя (северная) часть ратуши выходит главным фасадом на одну из вливающихся на площадь улиц, а боковым фасадом — на площадь, где к нему вплотную примыкает фасад новой (восточной) части.
    Характер размещения здания на занимаемом участке определил его общую композицию. Принцип всестороннего пластического охвата сменился здесь принципом повышенной выразительности фасадных плоскостей, формирующих угол площади и улицы, — важную часть общей застройки городского центра.
    Построенное Кельдермансом готическое здание — двухэтажное, с высоким цоколем и крупными оконными проемами — отличается большей, нежели другие ратуши, растянутостью вширь. Обычные вертикальные акценты в виде башен и пинаклей здесь отсутствуют, зато угол акцентирован многогранным выступом, переходящим во втором этаже в своеобразный эркер. Главный вход в виде сдвоенного портала также отодвинут к углу здания. Чтобы внести равновесие в композицию уличного фасада, середина его отмечена эркером, поднимающимся почти на всю высоту фасада. Простенки окон в нижнем этаже украшены поставленными попарно статуями, филенки в междуэтажных промежутках, простенки, а также тимпаны арочных оконных обрамлений сплошь, как кружевом, покрыты архитектурным декором. В проемах и их обрамлениях стрельчатые формы выражены слабо, и вообще в гентской ратуше готика использована скорее в декоративном плане.
    Что касается других общественных зданий, построенных в готических формах в XV—XVI вв. (гильдейских и цеховых домов, госпиталей), то они в принципиальном отношении мало отличаются от соответствующих построек прошлых столетий. Это же относится и к жилой архитектуре — замкам знати и бюргерским домам.
    Проникновение в нидерландскую архитектуру мотивов итальянского Возрождения началось с произведений архитектуры малых форм. До нашего времени сохранился ряд памятников этого рода. К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528—1531 гг.) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала Совета в городе Кампене (1534—1545 гг.), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля. Автор этого произведения — утрехтский скульптор Колейн де Ноле.
Бреда. Замок. Двор
Бреда. Замок. Двор
    Интерес к новому стилю постепенно усиливался. Правители и их дворянское окружение в своих заказах стали ориентироваться на зарубежные образцы. В 1510 г. Генрих III Нассауский приказал построить в своей резиденции — замке в Бредегалерею в духе галереи в Амбуазе (Франция). В 1517 г. архитектор Гюйо де Борегар закончил новое крыло дворца Маргариты Австрийской в Мехельне. Это простое по формам сооружение также возникло под воздействием французской архитектуры. Известный вклад в формирование ренессансного стиля в нидерландском зодчестве внесли приглашавшиеся в Нидерланды иностранные мастера. В 1536 г. в Бреду для строительства замка принцев Нассауских были выписаны из-за рубежа мастера во главе с учеником Рафаэля Винчидоро да Болонья. Проект здания (строительство его не было закончено) был составлен в формах, близких к флорентийскому Ренессансу.
    Около 1540 г. Карл V призвал в Нидерланды итальянских строителей крепостных сооружений из школы веронского зодчего Санмикели. Среди них были Алессандро да Паскуалини из Болоньи, воздвигавший укрепления в Гертогенбосхе (1542 г.) и в Амстердаме (1545 г.), а также учившийся в Италии нидерландец Себастьян ван Нойе, который, помимо крепостных укреплений, строил дворцовые здания и среди них дворец кардинала Гранвеллы в Брюсселе (около 1550 г.). Наряду с иностранцами в качестве проводников нового стиля выдвигаются и местные мастера. Крупнейшим среди них был Якоб Дюбрек, строитель замка Бинхе для правительницы Нидерландов Марии Венгерской (начат в 1545 г.) и охотничьего замка Мариэмонт.
    Значительная часть построек нидерландской знати, сооруженных в XVI в., погибла во время войн и от пожаров.
Бреда. Замок. План
Бреда. Замок. План
    Все расширявшаяся творческая практика зодчих нового стиля подкреплялась отныне развитием теоретической мысли. Первым нидерландским теоретиком архитектуры был живописец и гравер Питер Кук ван Альст (1502—1550 гг.). Ему принадлежат переводы Витрувия (издан в 1539 г.) и трактатов Серлио (1540-е гг.). В 1556 г. крупнейший из архитекторов нидерландского Возрождения Корнелис де Вриндт, более известный как Корнелис Флорис, опубликовал сборник проектов различных элементов архитектурного декора. Подобные же издания выпускал его брат Якоб Флорис.
    Последним известным нидерландским теоретиком был Ганс Вредеман де Вриз (1527—1604 гг.), живописец, мастер развившегося в нидерландской живописи жанра архитектурной картины. В течение 1550—1560 гг. он издал награвированные лучшими граверами свои проекты надгробных памятников, предметов мебели и различных мотивов архитектурного декора. В 1577 г. он выпустил составленный по Витрувию трактат об архитектуре. И живописные работы Вредемана де Вриза, и его проекты свидетельствовали о том, что конструктивно-тектоническая сторона классического архитектурного стиля не была им понята достаточно глубоко. Новые формы воспринимались им преимущественно в декоративном плане. Такое восприятие элементов классической архитектуры в значительной мере присуще многим представителям нидерландского зодчества в их строительной практике.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому