Амманати. Флоренция, Мост Санта Тринита. Лукка, Палаццо делла Синьория, Бернарди. Рим, Коледжо Романо
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1520—1580 гг. > Архитектура Флоренции
В 1567 г. Амманати приступил к сооружению моста СантаТринита через Арно. Строительство моста, связывавшего центральную улицу города с его левобережной частью, имело большое градостроительное значение. Формы моста очень просты. Каждый из трех пролетов перекрыт пологим, очерченным из многих центров распластанным арочным сводом. Размах удлиненного овала коробовых арок придает мосту легкость и элегантность. Своеобразная изысканная грация этих трех мостовых пролетов, их упругий и одновременно очень пластичный, мягко изогнутый силуэт резко отличались от остальных мостов города и вызывали всеобщее восхищение.
Единственным скульптурным украшением моста были картуши в замках арок (скульптуры времен года по концам моста поставлены несколько позднее). Мост Амманати, исполненный подлинной монументальности, снимает частое обвинение флорентийских зодчих чинквеченто в ограниченности их творчества, якобы выражавшего себя лишь в области декоративной детали. Мост Санта Тринита убедительно говорит о тектоничности решений большой архитектурной задачи и новизне ее трактовки флорентийским зодчим XVI в
Флоренция. Мост Санта Тринита, 1567 г. Амманати
В 1577 г. совет г. Лукки принял присланный Амманати проект палаццо делла Синьория. В следующем году архитектор, сделавший модель палаццо, был утвержден его строителем на пять лет. Позднее дворец перестраивался, от проекта Амманати остались лишь фасад и первый, так называемый Швейцарский двор (кортиле дельи Звиццери).
В фасаде палаццо делла Синьория нет полнокровности и силы прежних произведений Амманати. Как и двор палаццо Питти, фасад похож на театральную декорацию, но не высеченную из камня навечно, а временную — из холста, на белом поле которого темным рисунком даны различные архитектурные мотивы. В фасаде тонко выдержан нюанс между его чисто декоративной темой и структурой целого, которая ясно читается в градациях рельефа. Богатство ритмов позволяет читать рисунок форм по вертикали и по горизонтали одновременно и как бы сообщает условной схеме фасада зрительное, эмоциональное движение. Вместе с тем в фасаде палаццо делла Синьория ясно ощутима эстетизация декора, утеря его органичной связи со стеной. Более строг и лаконичен задний фасад, выходящий на Швейцарский двор. Здесь арочный мотив фасада, пятикратно повторенный, сочетается с открытой рустованной аркадой внизу. Между арками первого этажа — тонко вылепленные кронштейны.
Лукка. Палаццо делла Синьория, 1578 г. Амманати. Фрагмент главного фасада
Лукка. Палаццо делла Синьория, 1578 г. Амманати. Аркада двора
В Лукке в палаццо Бернарди (теперь Микелетти) Амманати еще раз пытался переработать в своей манере избранный им прототип, которым на этот раз было рафаэлевское палаццо Пандольфини. Применив и формы дворца Синьории, обогатив их лишь разнообразной рустовкой, он сохранил в этом частном дворце живописную асимметричность и сдержанную двухтонность прототипа, сочетающуюся здесь с зеленью сада. Небольшая изящная постройка — воспоминание не только о Рафаэле, но и о лучшей поре творчества Амманати. Иной характер носят его работы в Риме, где он начал и закончил свою деятельность как архитектор.
Чисто по-римски строг фасад палаццо Каэтани. Над главным этажом — типичный для римских дворцов XVI в. служебный полуэтаж с малыми окнами, дающий в фасаде укрупненное среднее членение. Облик палаццо с его гладкими стенами, мощными рустами углов, сдержанным декором проемов спокойно величав. Подобные дворцы определили лицо аристократической жилой застройки Рима конца XVI в. Совсем недавно приписывали Виньоле перестройку палаццо Фиренце в Риме, признанную теперь ранней работой Амманати (где впервые появляется проходящий через все его творчество палладианский арочный мотив). Недостаточно ясно участие Амманати в строительстве виньоловской виллы папы Юлия III. Весьма возможно, что Амманати принадлежит часть второго двора с лоджией и нимфеем; имя зодчего — на доске в лоджии, замыкающей первый двор. Эта часть виллы — одно из лучших произведений молодого Амманати.
Амманати. Рим, Коледжо Романо, портал (слева); Лукка, палаццо Бернарди
В Риме находится и последняя работа архитектора — Колледжо Романо (заложен в 1582 г.). Мрачное здание резко противостоит всему, что было сделано им раньше, кроме флорентийской церкви. Аскетически строгому фасаду с двумя суховатыми порталами в духе Микеланджело нельзя отказать в мощи и лаконичности архитектурного языка. Оно выразительно характеризует и новое мировоззрение архитектора, в конце 70-х годов целиком предавшегося иезуитам, и всю эпоху контрреформации, главным штабом которой был Рим. Аскетические настроения и сближение с иезуитами, (выражавшими горячее одобрение построенной по их заказу церкви Сан Джованнино во Флоренции — одной из самых слабых работ архитектора) оказали самое отрицательное влияние на его творчество.