Архитектура середины и второй половины XVI в. Дюсерсо, замки Вернейль, Шарлеваль. Башелье, отель д’Ассеза. Дижон, Собор Сен-Мишель. Париж, Королевская площадь. Ла-Рошель, Ратуша - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Архитектура середины и второй половины XVI в. Дюсерсо, замки Вернейль, Шарлеваль. Башелье, отель д’Ассеза. Дижон, Собор Сен-Мишель. Париж, Королевская площадь. Ла-Рошель, Ратуша

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Франции
    Историческое значение Жака Андруэ Дюсерсо старшего (1505 или 1510—1585 гг.) — не в его архитектурной деятельности. Ему принадлежат многочисленные серии гравюр, изображающих всевозможные архитектурные детали, орнамент, а также и целые архитектурные сооружения. Он воспроизводил итальянские и французские образцы, заимствовал материал из чужих увражей, частично подвергая его переработке. Но основная доля материала — собственные изобретения Дюсерсо.
    Главная работа Дюсерсо, «Наиболее прекрасные постройки Франции» (1576—1579 гг.), служит важнейшим документом для истории французской архитектуры XVI в. Гравюры, посвященные французскому Возрождению, представляют собой исключительную ценность, так как ряд изображенных зданий бесследно исчез с лица земли. Гравюры отличаются большой документальной точностью и тонкостью исполнения. Весь этот материал оказал огромное влияние на французскую архитектуру, в особенности на рядовую. В воспроизведении античности Дюсерсо был гораздо менее строг и, рассматривая античные памятники главным образом как источник интересных мотивов для архитекторов-практиков, позволял себе перемешивать мотивы и композиции античных памятников с собственными композициями на аналогичные темы, чрезвычайно многочисленными и разнообразными по тематике.
Замок Вернейль, Ж. А. Дюсерсо
Замок Вернейль, Ж. А. Дюсерсо
Замок Шарлеваль, Ж. А. Дюсерсо. План и фрагмент дворового фасада
Замок Шарлеваль, Ж. А. Дюсерсо. План и фрагмент дворового фасада
    Многие его проекты стоят на почве французской архитектурной традиции. Дюсерсо пытался дать ряд совершенно новых композиций, исходя в плане архитектурных комплексов из простейших геометрических фигур, например квадрата и круга, и наращивая к ним со всех четырех сторон дальнейшие геометрические формы. В своем декоративном искусстве Дюсерсо — типичный представитель французской разновидности барокко, из всевозможных, часто своеобразно переработанных, классических и ренессансных мотивов создававший композиции, новые по стилю, но обнаруживающие свое внутреннее родство с готикой в динамизме и орнаментальной насыщенности (приводившей нередко к художественной перегрузке).
    Интересными памятниками городской жилой архитектуры середины XVI столетия обладает Тулуза, где работал выдающийся провинциальный зодчий Никола Башелье (приблизительно 1487—1550 гг.). Отец Башелье — выходец из Италии и ученик Брунеллески; сам он также работал около 1510 г. в Италии под руководством Микеланджело. Башелье приписывают в Тулузе едва ли не все значительные сооружения.
Тулуза. Отель д’Ассеза, середина XVI в. Н. Башелье. Главный вход
Тулуза. Отель д’Ассеза, середина XVI в. Н. Башелье. Главный вход
    Одним из наиболее интересных его произведений считается отель богатого тулузского купца Ассеза. Замкнутый трапецеидальный двор отеля окружен двумя трехэтажными корпусами (с угловой башней), двухэтажной лоджией с надвратной частью и высокой переходной галереей на консолях. Фасады трехэтажных корпусов обработаны тремя ярусами ложных ордерных аркад, причем в третьем этаже применен так называемый «мотив Палладио». Несмотря на весь итальянизм фасадов, на них лежит налет своеобразного французского стиля того времени.
    Не преодолено противоречие между формой окон и арок в двух первых этажах. Характерной чертой отеля является разнородность его различных частей — соединение ренессансных форм с напоминающими готические и раннебарочные при наличии и местных провинциальных особенностей, в частности комбинации камня и кирпича. Эти разные элементы архитектор пытался до известной степени стилистически примирить. Отсутствие подлинного единства здесь подменяется богатством архитектурных мотивов — отличительной чертой многих произведений французского Возрождения.
Тулуза. Отель д’Ассеза, середина XVI в. Н. Башелье. Галерея двора
Тулуза. Отель д’Ассеза, середина XVI в. Н. Башелье. Галерея двора
Тулуза. Отель д’Ассеза, середина XVI в. Н. Башелье. План
Тулуза. Отель д’Ассеза, середина XVI в. Н. Башелье. План
    Из немногочисленных церковных сооружений, относящихся к XVI в., характерна для переходного стиля церковь Сент-Эсташ в Париже (1532 г. — середина XVII в.). План, конструкции в этом сооружении готические. Декорация же почти вся построена на мотивах Возрождения, в частности на свободном применении элементов ордера. Западный фасад перестроен по проекту XVIII в.
    Иной, по стилю более поздний вариант совмещения церковной готики и Возрождения представляют собой башни собора Сен-Мишель в Дижоне (нижний этаж его закончен в стиле Франциска I в 1537 г.). Ордер здесь применен не произвольно, а взят как нечто целое, без изменения пропорций, с повторением несколько раз по высоте здания. В результате — превращение готической башни в тяжелое нагромождение однообразных этажей и противоречие между сравнительно миниатюрными размерами ордера и мощными формами готической конструкции.
Дижон. Собор Сен-Мишель, начат в 1537 г.
Дижон. Собор Сен-Мишель, начат в 1537 г.
Париж. Королевская площадь (площадь Вогезов) и фрагмент фасада, начало XVII в., Шатильон и др.
Париж. Королевская площадь (площадь Вогезов) и фрагмент фасада, начало XVII в., Шатильон и др.
    Важным градостроительным начинанием рубежа XVI и XVII вв. была планировка новой Королевской площади (ныне площади Вогезов) в Париже. Участки вокруг площади, частично застроенной правительством по проекту Клода Шатильона, сдавались частным владельцам, обязавшимся возвести однотипные фасады. Архитектура этих зданий сравнительно проста. Помимо обрамленных пилястрами арок нижнего этажа основным ее мотивом является противопоставление кирпичной и каменной кладки.
    Своеобразным архитектурным памятником является фасад здания Ратуши в Ла-Рошели, начатого в 1605 г. (по другим данным, в 1589 г.) и законченного в 1607 г. Своей декоративностью и обильной пластикой фасад ратуши в известной степени близок современному ему фламандскому барокко.
    История архитектуры французского Возрождения заканчивается на рубеже XVI и XVII вв. Архитектура не только в совершенстве овладела уроками итальянского Возрождения и раннего барокко, но и вступила на путь самостоятельного творчества в том же направлении. Французские зодчие создали в XVI в. ряд произведений, весьма отличных от всего того, что было создано в Италии.
    В XVII в. французская архитектура развивается по пути дальнейшей переработки созданных Возрождением архитектурных форм, идя к созданию своеобразного синтеза классики и национальных традиций. Этот синтез получил свое законченное выражение в архитектуре французского классицизма, занявшего столь видное место в архитектуре XVII и XVIII вв.
Ла-Рошель. Ратуша, 1589 г. (1605—1607 гг.)
Ла-Рошель. Ратуша, 1589 г. (1605—1607 гг.)
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому