Флоренция. Кронака. Палаццо Гваданьи. Церковь Сан Сальваторе аль Монте - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Флоренция. Кронака. Палаццо Гваданьи. Церковь Сан Сальваторе аль Монте

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки
Флоренция. Палаццо Гваданьи
Флоренция. Палаццо Гваданьи
    Среди архитекторов, работавших во Флоренции во второй половине кватроченто, заметное место занимает Кронака.
    Кронака (Симоне Поллайоло, 1457—1508 гг.) с. 1475 г. до середины 1480-х годов изучал античность в Риме, затем возвратился во Флоренцию. Архитектурные работы: палаццо Строцци (двор и карниз), палаццо Гваданьи (1503—1506 гг.), церковь Сан Сальваторе аль Монте (1475—1504 гг.) во Флоренции и др.
    Наиболее крупное его произведение — палаццо Гваданьи. Асимметричный план обусловлен стесненным участком и использованием частей существовавшей постройки, как можно заключить по различной толщине стен здания. Тем не менее Кронака добился общей композиционной четкости при разнообразии интерьеров. Ему удалось сохранить традиционные элементы городского дворца: небольшой двор с лоджиями, парадный въезд и приемные помещения, примыкающие ко двору. Из входного вестибюля в верхние этажи ведет одномаршевая парадная лестница. Четвертый этаж со стороны главного фасада занимает большая открытая лоджия.
    Каменная кладка стены главного фасада изображена посредством сграффито и инкрустированного рельефа (возможно, что на применение расписного архитектурного декора Кронаку натолкнули аналогичные росписи интерьеров древнеримских памятников). Поверхность фасада превращена как бы в огромное живописное полотно: рельефны только междуэтажные тяги, имитирующие кладку, наличники окон и архивольты. Иллюзорность заставила зодчего ввести изобразительно тектонические элементы, например широкие рустованные столбы по углам фасада. Они обработаны врезанными в углы тоненькими трехчетвертными колонками, а рустованные оконные наличники имеют килевидное арочное завершение.
Флоренция. 1—палаццо Строцци, 1489—1505 гг., Бенедетто да Майано, Кронака; 2 — палаццо Гваданьи, 1503—1506 гг., Кронака
Флоренция. 1—палаццо Строцци, 1489—1505 гг., Бенедетто да Майано, Кронака; 2 — палаццо Гваданьи, 1503—1506 гг., Кронака
1 — Фаенца. Собор (1474 г.), Джулиано да Майано; 2 — Флоренция. Церковь Сан Сальваторе аль Монте (1475—1504 гг.), Кронака и др; 3 — Ареццо. Церковь Санта Мария делле Грацие, портик, Бенедетто да Майано (около 1490 г.)
1 — Фаенца. Собор (1474 г.), Джулиано да Майано; 2 — Флоренция. Церковь Сан Сальваторе аль Монте (1475—1504 гг.), Кронака и др; 3 — Ареццо. Церковь Санта Мария делле Грацие, портик, Бенедетто да Майано (около 1490 г.)
    После Джулиано да Майано с его фасадом палаццо Спаннокки в Сиене Кронака в своем палаццо Гваданьи сделал следующий шаг вперед по пути создания декоративно-тектонической системы дворцового фасада.
    Более строгим и сдержанным, но основанным на том же принципе изобразительности, произведением Кронаки (авторство Кронаки документально не подтверждено) является церковь Сан Сальваторе аль Монте во Флоренции.
    Плоско крытая, вытянутая в плане церковь, лишенная трансепта, но снабженная сводчатыми боковыми капеллами и квадратным хором, восходит к типу однонефных церквей, аналогичных Сант Андреа в Мантуе, только без купола. Ниши, оконный и дверной проемы с их обрамлением образуют систему композиционных пятен, оживляющих поверхность аскетически гладких стен фасада.
    Классическая в своей основе ордерная композиция интерьера и фасадов базилики, их строгость и сдержанность не могут, однако, уничтожить общего впечатления некоторой абстрактности и декоративной условности. Это сказывается в отношении мастера к стене, как к отвлеченной геометрической поверхности, не имеющей определенной тектонической структуры; архитектурные элементы и детали не то опираются на нее (наличники окон), не то свободно висят на ее поверхности, подобно картинам.
    Кронака обладал развитым чувством архитектурного ритма, пропорций, цвета и старался сблизить архитектурные и живописные средства художественной выразительности. В обработке плоскости фасадной стены он увидел новые возможности создания живописного эффекта — сложных линейных ритмов, контрастов геометрически четких поверхностей. Покрывающие их изображения неизменно заключаются мастером в рамки пластических, чисто архитектурных форм, которые облегчают восприятие основных членений.
    В творчестве Кронаки сильнее и ярче всего сказалось развитие декоративных тенденций позднего кватроченто. Созданная Брунеллески и его современниками архитектурная система утратила в творчестве Кронаки реалистический архитектурный образ, переродилась в комплекс декоративно-изобразительных средств.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому