Общественные здания Словении. Церковная архитектура XV—XVI вв. Церкви Крань, Црнгроб, Суха, Камник, Говче, Загреб
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Хорватии, Словении и Черногорского Приморья
Общественные здания в Словении строились повсюду, но в центральной и восточной областях их сохранилось мало. Примером их является здание «веча» с лоджией в городе Копер, построенное под несомненным влиянием Венеции. Из средневековых зданий городского «веча» в остальной части Словении не сохранилось полностью ни одного. Внешним отличием их была башенка над фасадом, не имевшая таких больших размеров, как в средне-европейских ратушах. Здание «веча» в Кране, со сводами и готическим входом, имеет много старых элементов; у здания «веча» в городе Марибор сохранился только выход с каменным ренессансным балконом второй половины XVI в. От многих дворцов тоже сохранились лишь некоторые части, каков готический балкон дворца жупана (начальника области) в Птуе и готический зал с колоннами в епископском дворце в Любляне (1512 г., мастер Августин Тифернус из Лашко).
В церковной архитектуре XV—XVI вв. господствовала готика.
В Словении около середины XV в. появляются сетчатые своды с нервюрами и консолями, украшенными резьбой, выполненной местными каменотесами — мастерами этого искусства, известного там с древних времен. В это время в Словении, как в Баварии, Чехии и Польше, распространяется тип трехнефной зальной церкви. Среди них богато украшенная церковь в городе Крань, церкви в Шкофьей Локе, Радовлице, Церкнице и Руперте. К самой интересной церкви с тремя нефами в Црнгробе был пристроен новый алтарь.
Црнгроб. Церковь, XV в., алтарь и колокольня, 1520 г. Юрко
Камник. Церковь св. Приможа близ города, 1459—1507 гг.
Крань. Церковь, XV в. — начало XVI в., портал, свод
Сельские церкви в Словении были обычно прямоугольными однонефными с живописью на плоских деревянных потолках, трехгранным алтарем с готическим сводом, иконами и фресками. Исключение составляют двухнефные церкви, среди которых самой известной является церковь св. Приможа близ Камника, 1459—1507 гг.
Суха. Церковь, XV в.
Птуйская гора. Церковь, начало XV в.
Кроме того, в это время старые романские и раннеготические церкви нередко увеличивали пристройкой нового длинного алтаря по образцу алтарей миноритских и доминиканских церквей и заменяли готическими сводами прежние плоские потолки. Примерами такой перестройки служат кафедральный собор в Мариборе, церкви в Птуе и Новом Месте, аббатство в Целье идр. Особой гармонией линий среди словенских церквей отличается интерьер церкви на вершине Птуйской горы (начала XV в.), трехнефной с нервюрными сводами и богатой внешней отделкой.
Словенская церковная архитектура XV—XVI вв. сохранила имена некоторых зодчих. Петр из Любляны создал (между 1460—1492 гг.) церковь Богоматери близ Чепича в Истрии, а закончил ее Матвей из Пулы в формах истрийско-венецианской готики. Вероятно, Петр из Любляны и Петр Безлай, построивший в 1484 г. здание городского «веча» в Любляне,— одно и то же лицо. Андрей из Локи возвел в 1477 г. церковь св. Ивана в Челе отличающуюся скульптурными украшениями. Мастер Юрко (он же Штрейт или Краньец) между 1513 и 1521 гг. соорудил епископский дворец в Загребе, а между 1521 и 1524 гг. — алтарь и колокольню церкви в Црнгробе близ Шкофьей Локи.
Говче. Церковь, 1582—1590 гг. П.А. Пиграто
На колокольне в Шкофьей Локе видна надпись, сделанная в 1532 г. ее зодчим — Бартоломеем Юнауэром. В качестве «magister operis» на портале дворцовой церкви близ Полхового Градца назван Грегор Рукенштейн (1544 г.). Между 1582—1590 гг.
Петр Антон Пиграто возвел протестанскую церковь в Говче близ Целья — интересный образец протестанской архитектуры — двенадцатиугольную ротонду готического характера с ренессансными деталями. Представителями отечественного направления в архитектуре можно считать мастеров Андрея из Локи, Петра из Любляны и мастера Юрко, принадлежащих к самой интересной группе гореньско-приморской поздней готики.
В континентальной Хорватии в XV и XVI вв. строятся церковные здания, близкие к альпийско-среднеевропейской готике и схожие в некоторых элементах с французской готикой. Готическим церквам Хорватии этого времени свойственны простота и строгость внешнего облика и мощь гладких, укрепленных контрфорсами стен. Внутри выделяются ребра нервюрного свода, триумфальные арки. Готические окна проливают свет в полумрак храма. Практически в хорватских церквах готика задержалась до появления в XVII в. барокко.
В северной Хорватии в XV в. заканчивается постройка трехнефной церкви св. Марка в Загребе и строятся монументальная готическая базилика в Оштариях близ Огулина и однонефные францисканские церкви в Реметинце, в Хорватском Загорье и Лепоглаве с типичным нервюрным сводом алтаря и сетчатым готическим сводом. Приходские готические церкви — однонефные прямоугольные здания с пятигранным алтарем, сетчатым или нервюрным сводом и простыми контрфорсами (в Неделище — XV,в., в Марушевце — 1482 г. и др.). В XVI в. строительство ослабевает вследствие нашествия турок, а новые здания строятся в старых формах.
Загреб. Церковь св. Марка. Южный портал, XV в.; Паг. Церковь Марии, около 1500 г.
В Истрии и Кварнере в XV в. удерживается проникшая сюда в, конце XIII в. с постройками нищенствующих орденов структура однонефных церквей с деревянным покрытием и апсидой с готическим сводом. В отдаленных областях Истрии, например в Бераме, в XV в. сохранялись даже романские формы с готическими деталями, что можно видеть и в Паге, в церкви св. Марии (около 1500 г.).
В XV в. в отдельных городах и в селениях возник специфический тип народной готики. Церковь состояла из небольшого помещения (с апсидой или без нее), покрытого стрельчатым цилиндрическим сводом. Таковы церкви св. Марии Магдалины в Цресе (1402 г.), св. Марии на Вийаре в Осоре (1414 г.) и др.
Однако в середине XV в. в городах приморья и на островах (принадлежавших Венеции) в композиции зданий, конструкциях и формах наблюдается влияние Возрождения, а во внутренней области Истрии — влияние альпийского типа в конструкции готического нервюрного свода над алтарем. К первым принадлежат: собор в Осоре (начатый в XV в. и законченный в 1497 г.), церкви Благовещения в Светвинченте (XV в.) и св. Марии в Цресе (конца XV в. с колокольней начала XVI в.). К другим принадлежат алтари с нервюрным сводом церкви св. Николая в Пазине (1441 г.) и св. Марии в Божьем Поле близ Вижинады (XV в.).