Палладио. Виченца. Палаццо Кьерикати, Тьене, Изеппо да Порто, Вальмарана, Порто-Барбарано - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Палладио. Виченца. Палаццо Кьерикати, Тьене, Изеппо да Порто, Вальмарана, Порто-Барбарано

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1520—1580 гг. > Архитектура Северной Италии
    После того, как Палладио было поручено строительство Базилики, он был буквально завален заказами. Главное место в исключительно богатом творческом наследии мастера принадлежит дворцам и виллам, построенным за последние тридцать лет его трудолюбивой жизни, без остатка посвященной архитектуре. Это была пора, когда вследствие падения международной торговли Венеции ее купцы стремились обзавестись титулами и, покупая земли в материковых владениях республики (так называемая терраферма), вкладывали освобождавшийся капитал в сельское хозяйство.
    Здесь они строили многочисленные городские и сельские резиденции, рассчитанные на открытый, праздничный уклад венецианской жизни. Сложившиеся ранее типы дворца и виллы требовали дальнейшей переработки, и Палладио, вслед за Санмикели и Сансовино, сделал в этом направлении решающие шаги. Замкнутая, статически уравновешенная композиция флорентийского дворца кватроченто уступила место более сложной и динамичной, как бы раскрывающейся во времени и пространстве композиции, в которой чередование просторных и тесных, простых и украшенных росписями и лепниной помещений соответствовало глубоко продуманному замыслу и обычно завершалось главными парадными помещениями.
    Застраивая чаще всего узкие городские участки, Палладио создал новые типы дворцов, композиция которых (развивая идеи, заложенные мастером в его реконструкции атриумно-перистильного дома Витрувия) развивалась по глубинной оси и включала один, а то и два двора (последний носил служебный характер и был связан с конюшнями).
    Сложная взаимосвязь и сопоставление фасада и двора (сменившая их контрастное противопоставление во флорентийских дворцах XV в.) становятся одной из основных тем композиции. При этом главные жилые и парадные помещения были сосредоточены у фронта участка и сами по себе составляли вполне законченную композицию, что свидетельствует о тонком расчете мастера на постепенное осуществление его замыслов, большей частью реализованных лишь частично. Своеобразный ордерный монизм, составлявший основу творческого метода Палладио, неисчерпаемое воображение и виртуозное использование всех средств архитектуры наложили глубоко индивидуальный отпечаток на его творчество в целом и вместе с тем позволили ему бесконечно варьировать исходные композиционные схемы, создав целый ряд неповторимых в своем своеобразии образцов аристократического городского дворца и виллы.
Виченца. Палладио. 1—палаццо Кьерикати, с 1550 г.; 2 — палаццо Тьене, с 1550 г.; 3 — палаццо Изеппо да Порто, 1552 г.
Виченца. Палладио. 1—палаццо Кьерикати, с 1550 г.; 2 — палаццо Тьене, с 1550 г.; 3 — палаццо Изеппо да Порто, 1552 г. (слева по обмерам Б.Скамоцци, справа — по чертежу Палладио)
    Палаццо Тьене (1550-е гг.) — единственный дворец Палладио, композиция которого приближалась к традиционному флорентийскому типу XV в., с центральным, симметрично обстроенным двором. Но огромные масштабы двора и окружающих его монументальных аркад внесли в традиционную композицию совершенно новые качества. Каре дворца должно было занять целый квартал и выходить на площадь, куда раскрывались бы сдаваемые внаем помещения для лавок. Осуществленная часть дворца впечатляет своей спокойной силой и суровой замкнутостью.
Виченца. Палладио. Палаццо Изеппо да Порто. Палаццо Тьене
Виченца. Палладио. Палаццо Изеппо да Порто. Палаццо Тьене
    Палаццо Изеппо да Порто (1552 г.) — характерный пример глубинной композиции Палладио — должно было выходить на две улицы. В проекте четко разделены помещения для хозяев и гостей, связываемые парадным двором, окруженным колоннадой большого коринфского ордера. Фасад дворца, как и фасад палаццо Тьене, восходит к римским дворцам начала XVI в., но отличается большей простотой и серьезной сдержанностью.
Виченца. Палладио. 1 —палаццо дель Капитанио, 1576 г., фрагменты разреза, главного фасада, его вид по проекту и торцовый фасад; 2 — палаццо Вальмарана, 1566 г., план, часть фасада и разрез по двору
Виченца. Палладио. 1 —палаццо дель Капитанио, 1576 г., фрагменты разреза, главного фасада, его вид по проекту и торцовый фасад; 2 — палаццо Вальмарана, 1566 г., план, часть фасада и разрез по двору
    Глубокий план с двумя дворами был разработан Палладио и для палаццо Вальмарана (1566 г.), заслуживающего особого внимания необычной и смелой композицией фасада. Несмотря на свой плоскостный характер, фасад читается очень хорошо. Сочетание пилястр большого и малого ордера придает зданию крупную масштабность и импозантность, тогда как определяющая тектоническая роль стены красноречиво выявлена ее членениями, откровенно условным характером большого ордера (раскреповки антаблемента) и его отсутствием по углам фасада, смело подчеркнутым плоскостными скульптурами.
Виченца. Палладио. Палаццо Вальмарана (слева); палаццо Порто-Барбарано, 1570 г.
Виченца. Палладио. Палаццо Вальмарана (слева); палаццо Порто-Барбарано, 1570 г.
Виченца. Палаццо Кьерикати
Виченца. Палаццо Кьерикати
    Палаццо Кьерикати (проект 1550 г.) — другой пример виртуозного мастерства Палладио. Заказчик расширил свой участок за счет городской земли, примыкающей к площади, и особенности этого расположения предопределили необычную композицию дворца. В соответствии с требованием города Палладио открыл часть первого этажа для общего пользования и, развернув строительный объем здания по фронту неглубокого участка, оставил место для сада и в то же время сумел придать небольшому дворцу импозантный образ общественного сооружения (ныне здесь закономерно разместился городской музей).
    Небольшой объем дворца занят парадными помещениями, анфилады которых завершаются большим залом на втором этаже. Этот зал — самое глубокое помещение всего здания — выходит одной стеной на фасад, остальной фронт которого занят лоджиями. Крупная масштабность строгого по деталям ордера, сильная светотень лоджий, пластика колонн, оригинально сдвоенных по углам, скульптуры по сторонам широкой лестницы и над карнизом — все это придает фасаду богатый и торжественный облик.
    Два яруса ордеров применены Палладио и на фасаде палаццо Порто-Барбарано. Но здесь в сочетании со стеной и богатым декором они создают более интимный и изысканный образ городского дома.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому