Амманати. Флоренция. Палаццо Питти, Грифони, Джуньи - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Амманати. Флоренция. Палаццо Питти, Грифони, Джуньи

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1520—1580 гг. > Архитектура Флоренции
    Бартоломео Амманати — архитектор и скульптор, один из наиболее интересных представителей маньеризма.
    Бартоломео Амманати (1511—1592 гг.) родился в Сеттиньяно, близ Флоренции. Учился скульптурному искусству у Бандинелли во Флоренции и Якопо Сансовино в Венеции, где участвовал в отделке библиотеки Сан Марко. Его третьим учителем был Микеланджело, флорентийские работы которого Амманати тщательно изучал. Первая архитектурная работа (с 1546 г.) — надгробие Беневидео, сооруженное в падуанской церкви дельи Эремитани. С 1550 г. Амманати участвовал в строительстве виллы папы Юлия III. В 1552 г. перестраивал палаццо ди Фиренце в Риме. В 1555 г. возвратился во Флоренцию и соорудил фонтан (не закончен, его скульптуры — в садах Боболи и музее Барджелло) для «зала Пятисот» в палаццо Веккио. В 1560 г. победил Джамболонью, Бенвенуто Челлини и Данти на конкурсе проектов фонтана для площади Синьории (фонтан Нептуна, поставлен в 1575 г.). В 1560 г. начал перестройку и расширение палаццо Питти.
    В 1563 г. строил палаццо Грифони. В 1567—1569 гг. возвел мост Санта Тринита на Арно. В 1578 г. строил палаццо делла Синьория в Лукке, с 1579 г. — иезуитскую церковь Сан Джованнино во Флоренции. В 1582 г. заложил здание иезуитской коллегии в Риме — Колледжо Романо. В 1585 г. консультировал перевозку обелиска на площадь св. Петра в Риме.
    Достоверные архитектурные работы (кроме названных): палаццо Джуньи, Рамирец-Монтальво и Мондрагоне во Флоренции; второй двор церкви Сан Спирито там же; палаццо Микелетти-Бернарди в Лукке; палаццо Каетани в Риме. Сохранились фрагменты написанного после 1550 г. трактата об архитектуре (в собрании Уффици) с большим планом идеального города.
    Первой большой работой Амманати были задний фасад и двор палаццо Питти, который должен был стать внутренним парадным двором герцогской резиденции. Помимо этого, нужно было объединить дворец с садами Боболи. Двор палаццо Питти, образованный П-образным объемом трехэтажного палаццо и массивом подпорной стены сада в высоту одного этажа, с гротом в ней со стороны двора, сам кажется огромным гротом, высеченным в гранитной скале и отделанным в руст рукой мастера-каменотеса.
    Двор связан с природой не только рустовкой стен под дикий камень, но и тем, что составляет композиционное целое с амфитеатром парка. Крылья амфитеатра образуют обширную площадку, по границе которой с двором, по его оси (над дворовым гротом), поставлены фонтан и обелиск. Верхняя мраморная балюстрада амфитеатра с эдикулами четко вырисовывается на фоне высокой живой изгороди. Площадка с обелиском предназначалась для театральных действий (как двор виллы лапы Юлия III в Риме), и во время представлений огромный фантастический грот — двор палаццо (отсюда — двухэтажного) — служил постоянной декорацией — задником спектакля.
Флоренция. Палаццо Питти, 1560 г. Амманати
Флоренция. Палаццо Питти, 1560 г. Амманати
    Только находясь вблизи, во дворе, можно оценить виртуозное мастерство архитектора-скульптора. Различна рустовка каждого из трех ярусов двора с полуколоннами дорического, ионического и коринфского ордеров; различны по формам наличники окон с полуциркульными, лучковыми и разорванными фронтонами; различны и особенно необычны обрамления дверей. Бесконечно разнообразны детали и орнамент с масками и букраниями, с вазами и щитами, сочетающимися со строгими триглифами и крутыми завитками волют. И в каждой невиданной до того детали, в каждой мелочи — манера Амманати, его ярко выраженная индивидуальность. Более строги окна по первому этажу главного фасада дворца, также выполненные мастером.
Флоренция. Палаццо Питти. Фонтан над гротом и амфитеатр
Флоренция. Палаццо Питти. Фонтан над гротом и амфитеатр
    На углу улицы де Серви и площади Сантиссима Аннунциата с портиками Брунеллески и Сангалло Амманати возвел палаццо Грифони (теперь — Будини-Гаттаи). Главный вход обращен на улицу Серви. Арка портала, тройное окно над ним и скульптурный герб создают выразительную вертикаль на оси фасада, оттеняя вход. В фасаде с площади центр выделен иначе. Акцентирующий мотив аттику с балюстрадой и волютами отнесен к плоскости фасада в целом, закрепляя его место в ансамбле площади. Розовый оттенок кирпича (палаццо — одна из немногих неоштукатуренных кирпичных построек Флоренции) гармонирует с серым камнем угловых рустов и обрамления проемов; мягко сочетается фактура материалов — шероховатого кирпича с гладким камнем.
    Тип фасадов, идущий от фасада палаццо Фарнезе в Риме, обычен для Италии второй (половины XVI в.: три этажа, русты по углам и вокруг порталов, венчающий карниз античных форм, оконные наличники с треугольными и лучковыми фронтонами. В композиции фасада Амманати-архитектор в достаточной мере строг, зато всю свою склонность к необычному, порой гротескному, всю свою виртуозность проявил Амманати-скульптор. Здание трижды опоясано фризами, покрытыми ювелирной резьбой. Невозможно перечислить все изысканные мелочи, какими украсил дворец мастер, работа которого напоминает работу резчика гемм и камней.
Флоренция. Палаццо Грифони, 1563 г., Амманати. Фасад с площади Сантиссима Аннунциата
Флоренция. Палаццо Грифони, 1563 г., Амманати. Фасад с площади Сантиссима Аннунциата
Флоренция. Палаццо Грифони. Амманати. Портал, консоль карниза в вестибюле
Флоренция. Палаццо Грифони. Амманати. Портал, консоль карниза в вестибюле
    Меньше скульптурных деталей во втором городском дворце Амманати — палаццо Джуньи на улице дельи Альфани. Тип римских дворцов Антонио да Сангалло в этом палаццо разработан еще свободнее, чем в палаццо Грифоии. Квадратный план дворца с центральным двором сочетается здесь с осевым, глубинным развитием дворового пространства. Этому отвечает более сильный, чем в палаццо Грифони, акцент на оси фасада с богатым порталом входа. Портал, эдикула с гербом и подоконники первого этажа обработаны тонкой скульптурной резьбой.
Флоренция. Палаццо Джуньи, до 1577 г., Амманати. Садовый фасад, план
Флоренция. Палаццо Джуньи, до 1577 г., Амманати. Садовый фасад, план
Флоренция. Палаццо Джуньи, до 1577 г., Амманати. Деталь главного фасада
Флоренция. Палаццо Джуньи, до 1577 г., Амманати. Деталь главного фасада
    Палаццо Джуньи монументальнее и строже более изысканного палаццо Грифони. Сдержанная мощь — и в общем облике фасада и в деталях. Подчеркнуто стройны фигурные кронштейны портала, завершающие нарядные вертикали обрамления гладко рустованной арки входа. Плоско обработанный портал (его малый рельеф хорошо оттенен сильным изгибом подоконных волют) образует единый силуэт с балконом и проемом второго этажа. Тонкая пластика портала и скульптурный герб создают обостренный контраст с простой гладью стены. Садовый фасад здания очень прост. Во дворе, продолжая шаг аркады, гладь стены членится темным рисунком плоских лопаток и филенок, как и в дворовых фасадах палаццо Грифони. Эта плоскостность — стилевая черта флорентийской архитектуры XVI в. (палаццо Аркивесковиле — постройка Дозио и др.).
    Палаццо Грифони и палаццо Джуньи — лучшие городские постройки Амманати. Два других его флорентийских дворца — палаццо Рамирец-Монтальво и палаццо Мондрагоне. В первом фасад сплошь покрыт сложным узором сграффито. В палаццо Мондрагоне, сухом и холодном, возможно, сказалось нарастание ущербных настроений, связанных с сильным воздействием на Амманати идей католической реакции.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому