Церковная архитектура XV—XVI вв. Собор Корчула, Шибеник, Хвар. Дубровник, Доминиканский монастырь
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Хорватии, Словении и Черногорского Приморья
Корчула. Собор, XV в. Трогир. Колокольня собора, 1400—1600 гг.
В Далмации в начале XV в. преобладала готика итальянского характера. К апулийской готике принадлежат основание и второй этаж колокольни собора в Трогире (около 1400 г.), а также перестройка ее второго этажа Матвеем Гойковичем после разрушения 1420 г. Однако тот же мастер, воодушевленный легкостью и изяществом венецианской готики, вносит новые черты в архитектуру колокольни, законченной в 1600 г. Трифуном Боканичем из Врача.
Апулиец Якопо Коррера с 1441 г. проектировал фасад собора в городе Корчула и начал его постройку. В конце XV в. ее закончил отечественный мастер Марко Андриич, внесший некоторые элементы венецианской готики. Колокольню начинает строить в начале XV в. Хранич Драгошевич, продолжает Ратко Иванчич и в конце столетия заканчивает Марко Андриич размещением красивого восьмерика наверху.
Шибеник. Собор, 1431—1505 гг. Юрий Далматинец и Николай Флорентинец. План, разрез, общий вид
Поздняя готика собора св. Иакова в Шибенике связана с именем его главного зодчего Юрия Далматинца. Строительство этого здания в виде простой трехнефной базилики было начато в 1431 г. отечественными и венецианскими мастерами, построившими два портала. В 1441 г. строительство собора переходит к Юрию Далматинцу, который продолжает его до 1473 г. как «протомагистр». В работе над этой монументальной постройкой проявляется его талант. Он расширяет собор прибавлением трансепта, поднимает уровень алтаря, а его преемник Николай Флорентинец создает смелую конструкцию купола над средокрестием, строит свод из больших каменных плит в алтаре. Ю. Далматинец обогащает собор выразительной пластикой. Кроме того, Юрий Далматинец строит капеллу св. Сташа в соборе в Сплите и капеллу св. Арнира возле церкви св. Евфимии в бенедиктинском монастыре в том же городе (1443 г.) и монументальные здания в городе Анконе в Италии.
Шибеник. Собор. Западный портал
Дубровник. Доминиканский монастырь, вторая половина XV в. Утишинович, Грубачевич, Влаткович. Двор
Красивый двор с аркадами в доминиканском монастыре в Дубровнике был построен в начале второй половины XV в. также в стиле поздней готики мастерами Утишиновичем, Грубачевичем и Влатковичем.
В это время в Далмацию начинают проникать формы Возрождения, заметные в крещальне собора в Трогире (1467 г.) — постройке Андрии Алеши, ученика Юрия Далматинца, где они прекрасно сочетаются с формами готики. В большей степени Ренессанс в Далмации проявляется с конца 60-годов XV в. в связи с кратковременной деятельностью Микелоццо в Дубровнике и расцветает благодаря таланту мастера Николая Флорентинца.
Хвар. Собор, XVI в.
В его первой постройке в Далмации — капелле Ивана Блаженного в соборе в Трогире (1468 г.) — архитектурные элементы дополняются богатой скульптурой. Самая значительная работа мастера — завершение собора в Шибенике (1477—1505 гг.). Продолжая замысел Юрия Далматинца, мастер Николай строит уже в стиле Возрождения стройный купол и, развивая конструкции алтаря своего предшественника, заканчивает покрытие собора цилиндрическими и полуцилиндрическими, видимыми снаружи и внутри, сводами из каменных плит. Фасад собора в Шибенике с трехлопастным завершением стал образцом для многих построек в Далмации, как, например, для церкви св. Марии в Задаре (XVI в.), собора на острове Хвар (XVI в.) и построенной Петром Андриичем после 1520 г. церкви Спаса в Дубровнике.
Дубровник. Большой источник, 1438 г., Онофрио де ла Кава и церковь Спаса, после 1520 г., П. Андриич; Таможня, 1516 г., П. Миличевич
В XVI в. строительная деятельность Дубровницкой республики ослабевает вследствие угрозы нападения турок. Отечественные мастера развивают местный вариант Возрождения с чертами готики или романского стиля. На колокольнях на острове Хваре с деталями Ренессанса и готики размещение проемов еще романское.
С другой стороны, опасность нападения привела к строительству ренессансных укрепленных церквей — церкви Богоматери в Врбоско на острове Хвар, 1579 г. То же происходит и в Черногорском Приморье, где из-за нападения турок развивается строительство крепостей, а культовое строительство сводится к постройке небольших романоготических церквей с некоторыми элементами Ренессанса.
Для церквей XV и XVI вв. в Словении и Хорватии характерны лаконичность объемов и простота композиции фасадов и их убранства, сосредоточенного возле порталов, отдельных окон и на верхних ярусах башен. Порталы сравнительно просты — гладкие или профилированные наружные откосы, связанные стрельчатой аркой, прямая перемычка проема, образующая под аркой тимпан со скульптурой, боковые колонки с фиалами и цветущий крест наверху.
Остров Хвар. Врбоско. Церковь-крепость, 1579 г.
В Приморье порталы были ближе к формам архитектуры Возрождения. Остальные декоративные элементы были просты и носили более готический характер. Внутри позднеготические церкви континентальных Словении и Хорватии, особенно сельские, украшались стенописью, причем в некоторых церквах первой половины XV в. фрески украшали и западный фасад. Скульптурные изображения в тимпанах порталов и одиночные фигуры и декоративные скульптуры на окнах и капителях чаще встречались в Приморье.
XV и XVI вв. были для архитектуры Словении, Хорватии и Черногорского Приморья временем перехода от готики к стилю Возрождения, подготовленного изменениями в области экономики, общественного устройства и идеологии, вызвавшими появление новых черт еще в готике, приобретшей в Приморье более светский и жизнерадостный характер.
Это облегчило переход к архитектуре Возрождения и было причиной сохранения ряда черт местной готики в постройках второй половины XV и даже в XVI в. в силу их соответствия новой светской идеологии, подобно тому как сохранялись некоторые выработанные ранее конструктивные и композиционные приемы: композиция церквей — одно- и трехнефных, с порталом и круглым окном над ним на западном фасаде; размещение проемов в колокольнях; парные и тройные окна; планировка жилых домов, отвечающая бытовому укладу владельцев; соответствующая ей композиция фасадов и применение в нижних этажах таких зданий крупных каменных блоков-перемычек и обрамлений проемов.
Все это наделяло местную архитектуру национальными особенностями, отличающими ее от готики и Ренессанса соседних стран и переданными ею архитектуре XVII и XVIII вв.
То же относится к архитектуре XV— XVI вв. в континентальных Хорватии и Словении, где также появились новые черты уже в поздней готике (зальные, равномерно освещенные церкви) и также сохранялись в постройках второй половины XV и XVI вв. черты местной готики, ставшие национальными. Последнее особенно заметно в континентальной Хорватии, развитие которой было замедлено нападениями турок, тогда как развитие Словении XVI в. способствовало появлению нового, особенно в гражданской архитектуре.
Различия между архитектурой Приморья и континентальных областей не уничтожали общих черт, свойственных всей архитектуре Хорватии и Словении XV—XVI вв. — ясности и простоты композиции и обработки фасадов, тонкости прорисовки деталей и мягкости и нежности их профилировки, динамичности конструкций.
В это время влияние словенского искусства распространилось на юг и юго-восток, в континентальную Хорватию, а некоторые приморские мастера, как, например, Юрий Далматинец со своим учеником Иваном Прибиславичем, работая в Италии, переносят туда созданные ими на родине конструктивные приемы и формы. Таким образом, связь архитектуры континентальных Хорватии и Словении с архитектурой центральной Европы и архитектуры Приморья с итальянской оказывается в некоторых случаях двусторонней, что еще более свидетельствует о национальном южно-славянском своеобразии готики и Ренессанса.