Буонталенти. Флоренция, дом Бьянки Капелло, Казино Медичео
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1520—1580 гг. > Архитектура Флоренции
Достойный соперник Амманати, Бернардо Буонталенти, приехавший в 1563 г. во Флоренцию, всю жизнь работал при дворе Медичи не только как архитектор и художник, но и как военный инженер и изобретатель, оформитель зрелищ и празднеств.
Бернардо Буонталенти (1536—1608 гг.) сначала известен как инженер-фортификатор. Им построены крепости Бельведер во Флоренции, в Ливорно, в Торре дель Соле и др., им же проводились фортификационные работы в Пистойе, Сиене и на Эльбе. Буонталенти возглавлял школу тосканских инженеров, построивших много крепостей в Италии, Германии и Венгрии, и оставил два теоретических труда: «Книгу о фортификации» и «Инженерное искусство».
Его архитектурная деятельность началась со строительства виллы Пратолино для Медичи в 1569 г. Затем Буонталенти реконструировал виллу Петрайя (1575—1589 гг.), закончил виллу Маджа близ Пистойи (1580 г.) и выстроил заново виллу Артимино близ Синьи (1594 г.). Первая постройка во Флоренции — дом Бьянки Капелло (1567 г.). Главные сооружения — Казино Медичео (ди Сан Марко, 1574 г., теперь Дворец Правосудия); палаццо Нонфинито (с 1593 г.); палаццо Корсини (1594 г., впоследствии перестроено архитектором Сильвани).
Кроме того, Буонталенти продолжал работы в Уффици после смерти Вазари (с 1574 г.), в Пизе выстроил арсенал и лоджию деи Банки (1605 г.) и закончил начатую Вазари церковь Сан Стефано деи Кавальери. Другие его работы: хор церкви Санта Тринита (сохранившаяся лестница перенесена в церковь Сан Стефано) и фасад той же церкви (1593—1594 гг.), проекты фасада собора, алтари в церквах Санта Мария Маджоре, Сан Лоренцо, Сан Спирито. Декоративные работы: грот в садах Боболи и проект благоустройства палаццо Питти, оформление многих празднеств, турниров и других зрелищ. Кроме того, он постоянно что-то изобретал (например, состав фарфора, положивший начало фарфоровой мануфактуре Медичи, для которой он делал рисунки ваз).
Первой работой Буонталенти была перестройка дома Бьянки Капелло на ул. Маджо. Дом в три жилых этажа и со служебным полуэтажом вверху типичен для рядовой застройки Флоренции того времени. В фасаде, отталкиваясь от приемов Амманати (сграффито на стене, свободная трактовка классических форм), мастер сумел показать и присущие ему лично черты. Главные из них — тонкое чувство пропорций и богатая фантазия, направленная на изобретение новых декоративных форм, в чем Буонталенти не уступал Амманати. Верхние этажи узкого фасада в четыре арочных гладко обрамленных окна очень просты. С этой строгостью, почти скупостью, контрастируют формы окон первого этажа, а также фантастический узор сграффито с крылатыми фигурами и гротескным орнаментом.
Флоренция. Буонталенти. Фонтан на углу виа Борго Сант Якопо; палаццо Нонфинито, деталь окна; дом Бьянки Капелло, 1567 г.
В садах Медичи, близ монастыря Сан Марко (ныне по ул. Кавур), Буонталенти построил Казино Медичео. Фасад этого здания решен монументально и просто — гладкая стена, завершенная стропильным карнизом, с гармонично размещенными проемами окон и двери. Архитектору нужно было обладать очень тонким чувством пропорций, чтобы разместить проемы на столь протяженной гладкой стене, избежав монотонности. Разделив фасад по горизонтали гладким, очень плоским поясом, он, как и в первой своей работе, все внимание отдал нижнему этажу.
Над верхними окнами зодчий оставил только скромные сандрики и плоским рельефом оконных обрамлений связал пятна окон с тягой, а нижние окна, по схеме палаццо Пандольфини и более поздних римских построек, завершил поочередно треугольными и лучковыми фронтонами, отделав каждый из них с неистощимой изобретательностью в деталях не менее тщательно, чем окна дома Бьянки Капелло.
Флоренция. Буонталенти. Казино Медичео, 1574 г.
Флоренция. Буонталенти. Кафедра хора в церкви Санта Тринита (ныне в церкви Сан Стефано)
Более скупы в деталях очень простые фасады здания со стороны просторного и спокойного двора со строгим фонтаном. В отличие от городских домов кватроченто здесь и во многих других домах этого времени основное богатство тонкой наружной отделки принадлежит уличному фасаду.
Казино Медичео, занятое флорентийским судом, — главная и лучшая архитектурная работа Буонталенти.
После смерти Вазари Буонталенти продолжал строительство Уффици. Вместе с Поччетти он выстроил большой восьмигранный купольный зал, отделанный мрамором и мозаикой, со сверкающим перламутром в куполе. В этом зале, получившем название Трибуна, теперь размещены лучшие скульптурные и живописные произведения музея. Сохранились в Уффици и два мраморных портала Буонталенти; в Порта делла Супплике половины лучкового фронтона повернуты наружу, как два крыла.
Более значительными по масштабам были работы в палаццо Веккио. Архитектор перестроил, стремясь к большей симметрии, часть старого дворца, выходящую на площадь Сан Фиренце и улицу де Гонди. В фасадах этой части здания хорошо видны ряды введенных служебных полуэтажей с мелкими квадратами окон. Дворец теперь получил шесть этажей — три основных и три служебных, сгруппированных по фасаду в три убывающих яруса.
Сохранив сплошную рустовку, Буонталенти придал ей некоторую регулярность, обрамив плоскими рустами проемы и выделив углы. В последней городской постройке Буонталенти — лоджии деи Банки в Пизе — при известной монументальности заметна и другая, несвойственная архитектору черта — некоторая мрачность дорических форм нижнего этажа. Но и здесь, за строгими арками и фризом с триглифами, под мощными сводами можно увидеть выдумки Буонталенти в капителях и консолях, в деталях фонтана и т.п.