Венеция. Палаццо Дожей. Достижения венецианского зодчества - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Венеция. Палаццо Дожей. Достижения венецианского зодчества

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Венеции
Венеция. Палаццо Дожей
Венеция. Палаццо Дожей. Двор, 1483—1498 гг., Антонио Риццо; арка Фоскари, с 1457 г., Дж. и Б. Бон, заканчивал Риццо; лестница Гигантов, 1484—1501 гг., Антонио Риццо, Сансовино
    Один из крупных венецианских зодчих раннего Возрождения, в творчестве которого заметно тяготение к более последовательному использованию античного наследия, Антонио Риццо — архитектор, скульптор и морской инженер, работавший между 1465 и 1498 гг. главным образом в Венеции.
    С 1483 г. он ведет работы во Дворце Дожей — восточная сторона двора (1484 г.) и открытая лестница Гигантов, получившая свое название от поставленных здесь в 1554 г. скульптур Сансовино.
    Древнейшей частью Дворца Дожей является южное, обращенное к лагуне крыло, построенное в первой половине XIV в. Зал Большого Совета (54X25 м, высота 15,4 м), занимающий в третьем этаже всю левую половину этого крыла, закончен в 1340 г. Центральное готическое окно с балконом (1404 г.) принадлежит мастерам Пьетро Паоло и Паоло Масенье.
    Западное крыло, обращенное в сторону Пьяцетты, заканчивали Джованни и Бартоломео Бон, которым принадлежит и Порта делла Карта (начата в 1438 г.),— главный вход во двор палаццо Дожей со стороны площади Сан Марко. В это же время возведены портик и арка Фоскари, ведущие от Порта делла Карта к лестнице Гигантов.
    Наиболее позднее восточное крыло дворца закончено Антонио Риццо, который занимал должность прото — руководителя строительством — до 1498 г. Лестница Гигантов была закончена в 1546 г. Следующим прото был Пьетро Ломбардо (1499—1511 гг). Архитектор Скарпаньино, будучи прото, закончил находящийся позади лестницы Гигантов дворик Сенаторов (1545—1549 гг.). Портик Фоскари, увенчанный часами, закончен около 1614 г. Монополо и Пьетро Читтаделла; скульптуры принадлежат Антонио Риццо.
Венеция. Палаццо Дожей. Окно в дворике Сенаторов, П. Ломбардо
Венеция. Палаццо Дожей. Окно в дворике Сенаторов, П. Ломбардо
    Колодцы во дворе относятся к 1556—1559 гг. и отлиты из бронзы лучшими мастерами арсенала А. Альбергетти и Н. де’Конти.
    Ведущая в залы Совета парадная Золотая лестница (Скала д’Оро), начатая Сансовино, была закончена в 1577 г. Скамоцци и скульптором Алессандро Витторио. Интерьеры, отделанные художниками XV в., погибли при пожаре 1577 г. После восстановления они были расписаны Тинторетто, Паоло Веронезе и Пальма Младшим (1588 г.).
    Архитектура раннего Возрождения в Венеции — явление уникальное.
    Достижением венецианского зодчества является прежде всего создание новых типов жилых домов с поэтажным квартирным расселением и лавками в первом этаже, блокированных жилых домов с двухэтажным расположением квартир, блокированных жилых домов-общежитий, зданий культурно-просветительного назначения (скуолы) и своеобразного типа палаццо.
    Другое важное достижение венецианского зодчества — широкое и виртуозное применение облицовочной техники и умелое использование природных свойств материалов для красивого и выразительного декора фасадов и интерьеров.
    Венецианское зодчество может служить примером тонкой связи с природным окружением: замечательно уменье венецианских мастеров сочетать характер архитектуры (открытые лоджии, большие остекленные поверхности фасадов и полихромию зданий) с климатом и природой морской лагуны и даже учесть живописный эффект отражения зданий в каналах и заливах.
    Венецианское зодчество XV в. значительно расширило диапазон средств декоративной выразительности в архитектуре, создав своеобразный синтез переработанных античных, византийских, романских и готических мотивов.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому