Рим. План города с главными улицами. Палаццо Канчеллерия. Браманте
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Рима в первой четверти XVI в.
К концу XV и началу XVI вв. некогда передовые итальянские города, породившие вместе с новой городской культурой и новую архитектуру, переживали экономический застой и глубокие социальные сдвиги.
Внутренние рынки Италии были ограничены, а внешние сужались вследствие турецких завоеваний и развития промышленности в других странах Европы. Торговля, а с ней и промышленность падали, и ведущая роль в итальянских государствах переходила от банкиров и купцов к феодальным властителям и к земельному дворянству. Все это в сочетании с войнами, потрясавшими страну с последнего десятилетия XV в., привело к заметному ограничению спроса на произведения искусства и к резкому свертыванию строительной деятельности. Архитекторы, резчики и другие мастера строительного дела, как и художники, потянулись из разных городов ко дворам наиболее благополучных властителей.
В течение первых двух десятилетий XVI в. центр архитектурного процесса в Италии переместился в столицу папского государства — в Рим. Кардиналы и папская курия были в те годы самыми устойчивыми заказчиками для художников и строителей.
Но лучшие художники и зодчие Италии тянулись в Рим не только в надежде на щедрых вельмож. Захватнические войны, разорявшие разрозненные государства страны, привели к недолгому подъему национального самосознания, до того намечавшегося лишь в среде немногих передовых деятелей итальянской культуры. Папское государство, как центр международной католической церкви, многим представлялось ядром Италии, вокруг которого она могла бы объединиться. Элементы национального самосознания в Италии проявились и в искусстве, и в тенденции к единому архитектурному стилю.
У лучших и передовых людей того времени единство культуры неразрывно связывалось с идеей политического объединения. Эта идея более или менее сознательно присутствовала также в проповедях Савонаролы (1452—1498 гг.), который, опираясь на мелкую буржуазию и на бедноту, в течение почти десяти лет правил Флоренцией и тщетно призывал к церковной реформе и к очищению нравов ради спасения отечества, в деятельности и в сочинениях Макиавелли (1469—1527 гг.), искавшего спасения в неограниченной диктатуре идеального «князя», и, наконец, даже в беззастенчивой политике папы Александра VI и его прославившегося своими злодеяниями сына, Цезаря Борджиа, который мечтал стать во главе единой итальянской империи.
Италия так и не стала единым государством, однако Рим сыграл важную роль в объединении итальянского искусства и архитектуры в лице Браманте, Рафаэля и Микеланджело и стал не только центром художественной культуры Италии, но и мощным очагом культуры мировой.
В начале XVI в. папство отпускало для строительства огромные средства на благоустройство и украшение города, на пробивку новых улиц и т.д. Один за другим сюда приезжали архитекторы, художники, скульпторы, резчики по дереву, каменных дел мастера. Кроме живших в Риме престарелых Джулиано да Сангалло и Фра Джокондо, сюда приехали Донато Браманте, Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело Буонаротти, Андреа и Якопо Сансовино, Джованни да Удине и др.; здесь же работал римлянин Джулио Романо.
Рим. План города с нанесением главных улиц, пробитых и реконструированных в XVI—XVII вв. (по А. В. Бунину)
А— А — улица Корсо; А—Б — улица Рипетта; А—В —улица Бабуино; В—Г — улица Систина; Д—Д — улица Но- ментана; Е—Ж — улица Сан Джованни ин Латерано; И—И — улица Джулия; К—К — улица Кондотти; 1 — собор св. Петра; 2 — Ватикан; 3 — площадь св. Петра; 4 — замок св. Ангела; 5 — церковь Санта Тринита аль Монте; 6 — банк св. Духа; 7 — церковь Сан Джованни деи Фьорентини; 8 — палаццо Саккетти; 9 — церковь Санта Мария делла Паче; 10 — площадь Навона; 11 — Пантеон; 12 — палаццо Чиччапорчи (Альбертини); 13 — церковь Санта Мария дель Попело; 14 — колледжо Романо; 15 — палаццо Массими; 16 — палаццо Канчеллерия; 17 — дворец папского трибунала (недостроен); 18 — церковь Сант Элиджо дельи Орефичи; 19 — палаццо Фарнезе; 20 — церковь Джезу; 21 — палаццо Венеция; 22 — церковь Санта Мария ди Лоретто; 23 — церковь Санта Мария дельи Араколи; 24 — площадь Капитолия; 25 — порта Пиа; 26 — Колизей; 27 — вилла Фарнезина
А— А — улица Корсо; А—Б — улица Рипетта; А—В —улица Бабуино; В—Г — улица Систина; Д—Д — улица Но- ментана; Е—Ж — улица Сан Джованни ин Латерано; И—И — улица Джулия; К—К — улица Кондотти; 1 — собор св. Петра; 2 — Ватикан; 3 — площадь св. Петра; 4 — замок св. Ангела; 5 — церковь Санта Тринита аль Монте; 6 — банк св. Духа; 7 — церковь Сан Джованни деи Фьорентини; 8 — палаццо Саккетти; 9 — церковь Санта Мария делла Паче; 10 — площадь Навона; 11 — Пантеон; 12 — палаццо Чиччапорчи (Альбертини); 13 — церковь Санта Мария дель Попело; 14 — колледжо Романо; 15 — палаццо Массими; 16 — палаццо Канчеллерия; 17 — дворец папского трибунала (недостроен); 18 — церковь Сант Элиджо дельи Орефичи; 19 — палаццо Фарнезе; 20 — церковь Джезу; 21 — палаццо Венеция; 22 — церковь Санта Мария ди Лоретто; 23 — церковь Санта Мария дельи Араколи; 24 — площадь Капитолия; 25 — порта Пиа; 26 — Колизей; 27 — вилла Фарнезина
Среди этих мастеров особое место занял Браманте, который сыграл такую же основополагающую роль в кульминационном этапе развития гуманистической архитектуры, какую Брунеллески сыграл в начальном.
Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг.), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением.
Рим. Палаццо Канчеллерия
Рим. Палаццо Канчеллерия, 1483—1526 гг. Бреньо, Браманте и др. (генплан по Летаруи, до пробивки Корсо Витторио-Эммануеле)
Строитель палаццо исходил из типа тосканского дворца, но внес в него, особенно во внешний облик, очень много нового. Не имеет дворец прямых предшественников и среди римских сооружений.
Огромная постройка, занимающая целый квартал, включает церковь Сан Лоренцо ин Дамазо, одну из сорока титульных церквей Рима. Вследствие этого окруженный аркадами двор, составлявший непременный элемент городского патрицианского жилища, отнесен в левую сторону участка и занимает юго-западную часть застройки.
Композиция строится по двум параллельным осям (церкви и двора), получившим внешнее выражение на главном фасаде в двух порталах, расположенных против двух переулков.
Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств. Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. Ордер пилястр построен на золотом сечении и придает членениям стены строгую закономерность.
Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. В то же время первый этаж, обработанный словно цоколь, сообщает дворцу аристократическую замкнутость и недоступность.
Боковые фасады сооружения также заканчиваются ризалитами, но пилястры расставлены здесь равномерно. Основные плоскости левого бокового фасада выполнены из кирпича — типичное для Ломбардии применение различных материалов для стен и деталей (ср. также и двор урбинского дворца).