Производство строительных работ. Трактат Альберти. Правила строителей. Строительное наследство Возрождения
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Строительная техника
Производство строительных работ. В трактате Альберти целая глава посвящена тому, «чего нельзя предусмотреть, но что можно исправить, если оно совершилось». В ней он рассказывает, как сам исправил стены старой базилики св. Петра в Риме, которые, «отклоняясь, грозили обрушить крышу».
В этой главе описаны практические приемы усиления фундаментов, стен, восстановления колонн и каркаса здания, поднятия деревянных сооружений на новые прогоны и даже выправления целых небольших сооружений, например «часовни, накренившейся вбок вместе с базисом».
Наконец, в ней изложены способы определения причин деформации зданий по расположению трещин. «Трещины в стене и наклон линий иногда бывают от свода, ибо арки толкают стены, или оттого, что стены не выдерживают чрезмерной нагрузки». «Если наверху стена не тронута, а внизу будет зиять много трещин, которые при подъеме стремятся одна к другой своими концами, то это указывает, что углы стен крепкие, а изъян в середине фундамента. Если же подобная щель только одна, но более открытая, указывает на сдвиг в углах».
Очень показательно, что такой главой завершена эта первая архитектурная энциклопедия Возрождения.
Пожалуй, наиболее ясное представление о мануфактурной организации труда на стройках того времени дает рисунок строительства барабана собора св. Петра в Риме к моменту смерти Микеланджело.
Работы на строительстве барабана купола собора св. Петра в Риме; справа — строительство собора св. Петра по рисунку художника Хеемскерка, 1532 г.
В организации производства работ строители Возрождения пользовались следующими правилами:
1. Лес следует хранить в месте, куда не проникает солнечный жар, резкий ветер и дождь.
2. Чтобы бревна не растрескивались и сохли равномерно, их торцы надо обмазывать коровьим пометом.
3. Материал для плотничьих работ следует употреблять не ранее трех месяцев после того, как он срублен.
4. Материал для столярных работ (полы, двери, окна) — не менее трех лет.
5. Камень следует держать на воздухе не менее двух лет, после чего наиболее поврежденный употреблять в фундаменты, остальное, как уже выдержавшее испытание, для наземных частей постройки.
6. Кирпич-сырец следует сушить не менее двух лет.
7. Черепицу нежелательно применять в дело раньше, чем она пробудет на морозе и солнце два года.
8. Хорошей считается известь, которая после гашения взбухает всеми своими кусками и поднимается наподобие молочной пенки.
9. Признаком недостаточно погашенной извести служат камешки, обнаруживаемые при перемешивании с песком.
10. Хорошее известковое тесто должно напоминать консистенцией мед и костный мозг.
11. Признаком твердения известкового раствора является «выделение пуха и извести, хорошо известных каменщику».
12. Раствор с избытком песка, «вследствие своей сухости», не будет схватывать. Если же его меньше, «чем требует ее (извести) природная сила», то он будет «лениво мешкать и неохотно слушаться».
13. Густой раствор «более прочен, чем жидкий».
14. Более жидкий раствор следует применять там, где необходимо обеспечить хорошее скольжение на постели больших камней или прилаживание их на месте.
15. Полезно пользоваться «жидкой и гладкой постелью», чтобы камни, «страдающие от непосильной нагрузки, не раскалывались» (т.е. для равномерного распределения усилий в кладке).
16. Нельзя класть стену без перерывов в работе и возводить вышележащую часть, пока еще не отвердела уже сделанная, «ибо свежая и мягкая кладка, будучи слабой и непрочной, никогда не выдержит того, что ты на нее нагрузишь».
За период от начала постройки купола Флорентийского собора до завершения купола св. Петра (1420—1590 гг.) строительная техника не стояла на одном уровне. Ее поступательное движение можно отчетливо проследить посредством сравнения этих двух построек и сопоставления архитектурных руководств тех лет, сочинений Альберти (1452 г.), Серлио (1552 г.), Барбаро (1556 г.) и Палладио (1570 г.).
Если Альберти сообщает, что пустоту между оболочками стен из бережливости засыпают бутовым камнем, поскольку для этой ее части годится любой мелкий и малоценный материал, то Барбаро говорит об употреблении для такой цели «месива» или «пасты» из щебня с большим количеством извести, заливаемой в дощатую опалубку. И упоминает, что употребление этого материала дает возможность изобрести способ отливать колонны в деревянных формах с последующим оштукатуриванием и отделкой под мрамор. Он рекомендует для повышения прочности снабжать такие колонны дубовым или кирпичным каркасом.
Шуази утверждает, что купол собора св. Петра, появившийся на целое столетие позже Флорентийского, не представляет никакого прогресса в отношении конструкции. С этим нельзя согласиться. Переход от граненой формы к сферической означал замену одинарной кривизны оболочек, соединяющих ребра, двойной кривизной, которая явилась шагом в сторону превращения их из несомых элементов в несущие и дала возможность отказаться от системы поперечных подкосов. Эта новая конструкция была воспроизведена в последующую эпоху строителями куполов собора св. Павла в Лондоне (Кристофер Рен) и парижского Пантеона (Ж. Ронделе, закончивший это здание после смерти Ж. Суффло).
Между Альберти и Палладио архитектура обогатилась двумя новыми видами сводов: зеркальным и сводом с люнетами, которые Палладио так и отмечает, как изобретение своего времени.
Значительные изменения внесла эпоха Возрождения в стропильные конструкции. Совершенно новый для Европы тип арочных деревянных стропил, разработанный на основе падуанской практики, широко применил ученик итальянцев, француз Филибер Делорм. Это открыло возможность, применяя сплоченные вразбежку короткие косяки из маломерного леса, перекрывать большие пролеты. Достижением в методике строительных работ было развитие механизации до пределов, возможных на основе мускульного и водяного двигателя в сочетании с зубчато-колесной трансмиссией.
Таково было наследство в отношении строительных материалов, конструкций и способов работ, оставленное Возрождением следующей эпохе.