Жилые и общественные дома. Гент, Большие мясные ряды, Зеленая набережная, Дом свободных корабельщиков
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Нидерландов
Утрехт. Фасады жилых домов, XVI в.
Каменные и кирпичные дома уже по характеру самой конструкции сохраняли фасадную плоскость более строгой. В очертаниях проемов и оконных переплетов долго сохранялись разнообразные готические формы, чаще других — придавленная «тюдоровская» арка и мотивы в форме трилистника. Фронтоны имели в основном ступенчатые очертания и украшались лопатками и круглыми ложными окнами. Сходные приемы варьировались в распространившейся в XVI в. на севере страны смешанной технике кирпича и белого камня, повышающей декоративную выразительность фасадов. Скромные интерьеры нидерландских жилых домов были привлекательны и уютны благодаря мастерскому использованию полезной площади и высокой по тем временам культуре быта.
Что касается крестьянского жилища в Нидерландах, то его образцы XV—XVI вв. не сохранились и реконструируются на основании косвенных данных. Если в эпоху средневековья жилые и хозяйственные постройки размещались отдельно, то в рассматриваемый период они объединяются в единый комплекс. Основные составные элементы этого комплекса — жилая часть постройки, хлев, гумно — представляли как бы самостоятельные объемы в пределах одной постройки. В различных провинциях страны и даже в одной и той же местности эти составные части образовывали различные объемно-пространственные комбинации, на протяжении XV—XVI вв. неоднократно претерпевавшие изменения. Строительными материалами в сельских местностях были камень, кирпич и дерево. Чаще всего из камня или кирпича возводилась жилая часть дома; хозяйственные постройки сооружались из дерева. Кровля обычно была соломенная, впоследствии в покрытии жилой части применялась черепица.
Примеры объемно-композиционных решений крестьянских домов в провинции Фрисландия, XVI в.
Гент. Большие мясные ряды, 1404—1416 гг. Боковой фасад
Чрезвычайно важны для нидерландской архитектуры сооружения утилитарного характера: торговые ряды, здания складов, городских весов и другие постройки подобного рода, особенно ярко отражающие специфические черты облика нидерландских городов. О том, что таким сооружениям придавалось большое значение, свидетельствует их размещение на ответственных участках городской застройки. В лучших из этих построек монументальная представительность и практическая целесообразность слились в единое органическое целое, благодаря чему возникли архитектурные образы, одновременно правдивые и эстетически убедительные. Таковы, например, Большие мясные ряды в Генте — очень крупное, сильно вытянутое в длину сооружение, перекрытое высокой островерхой кровлей. Фасады на торцовых сторонах увенчаны высокими ступенчатыми фронтонами; по боковым сторонам мерно следуют друг за другом двухэтажные выступы с окнами, также снабженные ступенчатыми фронтонами. Лаконизм и скупость архитектурных форм при мастерском проведении единой архитектурной темы придают этому сооружению большую выразительность.
Гент. Зеленая набережная, застройка XV—XVI вв.
Другой вид постройки утилитарного характера представляет сооруженное в романскую эпоху и перестроенное в XV— XVI вв. здание склада на Зеленой набережной в Генте, с облицованным камнем фасадом в три этажа, увенчанным двухэтажным ступенчатым фронтоном. Более широкие, чем обычно, интервалы между окнами, хорошо найденные очертания некрупных дверных и оконных проемов сообщают массивному фасаду несколько тяжеловесную монументальность, оттеняемую легкими ажурными фасадами гильдейских и цеховых домов по сторонам от него.
Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов в постройках такого рода может считаться здание городских весов в Алькмаре (1582 г.), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества, уже с использованием классических архитектурных форм. Это двухэтажная постройка с широкими окнами по трем осям, с трехъярусным фронтоном. Нижний рустованный этаж имеет три простых арочных проема. Между окнами второго этажа помещены рустованные пилястры тосканского ордера; рустованные пилястры других ордеров — ионического и коринфского — членят ярусы фронтона. Подобное решение вносит в композицию фасада необходимую логику и единство. В небольшом скромном здании ощущается простота и сила. Применение кирпича в сочетании с белым камнем сообщает фасаду одновременно и тектоническую и декоративную выразительность. Прием этот, характерный для многих построек в северных провинциях, свое дальнейшее развитие получит в голландских общественных и жилых зданиях XVII века.
Мехельн. Дом Лосося, 1530—1534 гг. Ян Борреман. Алькмар. Здание городских весов, 1582 г. Антверпен. Дом гильдии стрелков, XVI в.
Гент. Дом свободных корабельщиков, 1530—1531 гг. X. ван ден Берге
Чрезвычайно важное место в нидерландской архитектуре заняли общественные постройки. Особый тип общественного здания представляют гильдейские и цеховые дома, в облике которых мы находим своеобразное сочетание элементов общественного и жилого сооружения. Эти дома служили членам городских корпораций — преимущественно патрициату и зажиточному бюргерству — для собраний и празднеств. В основу внешней архитектуры цехового дома положен образ бюргерского жилого дома, но с соответственным увеличением размеров и богатства архитектурных форм. Это обычно высокие здания с узкими фасадами и очень высокой кровлей, фронтон которой включает еще один-два мансардных этажа. Среди сооружений этого типа в XV—XVI вв. известны: Дом свободных корабельщиков в Генте (1530—1531 гг., архитектор X. ван ден Берге), Дом Лосося в Мехельне (1530—1534 гг., архитектор Ян Борреман), а также Дом гильдии стрелков в Антверпене.
Их общая конструктивная схема по существу не отличается от подобных же построек эпохи готики XIII—XIV вв. В качестве строительных материалов для них служили камень, кирпич, дерево. Это трехчетырехэтажные здания с очень высокими окнами, снабженными характерными крестообразными переплетами. В некоторых из них простенки между окнами по своей ширине лишь немного превышают толщину оконных переплетов; высота междуэтажных перекрытий тоже невелика, и весь фасад кажется огромной стеклянной решеткой. Нововведения XVI в. относятся лишь к архитектурному оформлению этой конструктивной основы мотивами ренессансного зодчества. Простенки между окнами украшались резьбой, фронтоны — волютами, обелисками и медальонами, в самой верхней точке фронтона обычно устанавливалась статуя. Здания эти отличались очень рациональной планировкой с максимальным использованием полезной площади всех этажей. В интерьерах богатое убранство сочеталось с уютом.