Венеция. Палаццо Ка д’Оро, Вендрамин-Калерджи. Палацетто Гуссони - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Венеция. Палаццо Ка д’Оро, Вендрамин-Калерджи. Палацетто Гуссони

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Венеции
    Наиболее ярким примером венецианского дворцового зодчества первой половины XV в. является палаццо Ка д’Оро, построенное мастером Джованни Бон и его сыном Бартоломео.
    В Венеции работала плеяда архитекторов и скульпторов Бон (или Буон). Джованни Бон (около 1360—1442 гг.) — сын архитектора и скульптора, работал вместе со своим сыном Бартоломео Боном Старшим (умер в 1464 г.; был, вероятно, учеником Моро Кодуччи) при постройке Ка д’Оро, двора и западного крыла палацдо Дожей. В 1434 г. ими был заключен контракт на сооружение Порта делла Карта — входа в палаццо Дожей, который Бартоломео достроил после смерти отца один. Бартоломео Бон упоминается в документах как участник строительства церкви Сан Дзаккариа (1463 г.).
    Композиция дворца Ка д’Оро отходит от традиционного типа итальянских городских дворцов XV в. Здание асимметрично. Нижний этаж, трактуемый в отличие от тосканских палаццо, как парадный, раскрыт в сторону канала глубокой пятипролетной лоджией. Она служит открытым вестибюлем и соединена длинным переходом с небольшим внутренним двориком.
    Здание является капитальной перестройкой (1421—1436 гг.) средневекового палаццо. Свое название — «Золотой дом» палаццо получило из-за позолоченной декоративной резьбы. Асимметричность фасада, возможно, объясняется незавершенностью первоначального замысла.
Венеция. Дворец Ка д’Оро, 1421—1436 гг. Джованни и Бартоломео (старший) Бон
Венеция. Дворец Ка д’Оро, 1421—1436 гг. Джованни и Бартоломео (старший) Бон
    Основные помещения первого этажа объединены только этим переходом и лоджией. Таким образом, дворик, изолированный от наружных входов и помещений первого этажа, связанный с последующими этажами только открытой парадной лестницей, приобрел более интимное и самостоятельное значение, чем в тосканской архитектуре. В верхних этажах центральную часть здания, раскрытую на канал лоджиями, занимал большой приемный зал, окруженный жилыми комнатами.
    Двухосевой фасад состоит из двух как бы самостоятельных частей: ажурной трехъярусной лоджии с легкими колоннадами, поддерживающими переплетающиеся многолопастные, стрельчатые и килевидные арки, и примыкающей к ней менее широкой части фасада в виде глухой гладкой стены с проемами по бокам. Стена и ажурная лоджия, в которой играют свет и тень, композиционно связаны общими горизонтальными членениями. Этот своеобразный прием соединения двух разнородных, но совершенно симметричных внутри себя частей, образующих единый фасад, встречается и в более поздних постройках (скуола Сан Марко и др.).
    Декоративный характер готических форм фасада дворца Ка д’Оро подчеркивается тем, что колоннады и арки трактованы не столько как несущие элементы, сколько как заполнение прямоугольного проема лоджии, перекрытого архитравной балкой. В отличие от флорентийских палаццо здесь отсутствуют черты крепостной замкнутости, массивности и неприступности. Нарядный и живописный характер сообщает зданию желтоватая мраморная облицовка фасада с позолоченной орнаментацией.
Венеция. Палацетто Гуссони
Венеция. Палацетто Гуссони
    Палацетто Гуссони на рио делла Фава, приписываемое Пьетро Ломбардо и его школе — характерный пример венецианской планировки жилья. Неправильной формы земельный участок, стесненный другими строениями, имел лишь узкий проход на улицу, где, однако, строитель сумел создать максимально акцентированный парадный вход.
    В других палаццо, где двор отсутствовал, входная лоджия или портал непосредственно вели в просторный вестибюль. Во втором и третьем этажах над ним обычно расположены парадные залы, вокруг которых группируются жилые и подсобные помещения. Залы открываются на главный фасад либо лоджиями, либо большими оконными проемами и выходами на балконы. Эта композиция присуща многим патрицианским дворцам на Большом канале.
    В формировании новой венецианской архитектуры XV в. важную роль играло семейство Ломбардо во главе с Пьетро Ломбардо, и архитектор из Бергамо Моро Кодуччи.
    Пьетро Ломбардо родился около 1435 г. в Кароне, на Луганском озере, умер в Венеции в 1515 г. Работал в Падуе, затем с 1474 г. в Венеции, где построил церковь Сан Джоббе, отделывал церковь деи Фрари и ограду скуолы Сан Джованни Еванджелиста. Одновременно он участвовал в строительстве и отделке церкви Санта Мария деи Мираколи, и скуолы Сан Марко. В 1499 г. назначен архитектором Дворца Дожей, где с сыновьями Туллио (1455—1532 гг.) и Антонио (ок. 1458—1516 гг.) выполнял отделку фасада, выходящего на канал. Кроме того, в Венеции им достраивалось палаццо Вендрамин-Калерджи, а в Падуе возведены палаццо Ольциньяни и гробница Ровелли в соборе Сан Рокко. Сочетание местных архитектурных традиций с новым направлением итальянского зодчества особенно наглядно проявилось в жилых постройках П. Ломбардо.
    Архитектор Моро Мартино Кодуччи (Кодусси) (около 1440—1504 гг.) в документах именуется также Игретто из Бергамо. Предполагают, что он начал свою деятельность в Равенне, а с 60-х годов работал в Венеции. Первая постройка — церковь Сан Микеле ин Изоле (1468—1479 гг.), затем — кампанила церкви Сан Пьетро ин Кастелло (1482—1490 гг.) и церковь Сан Дзаккариа (1483—1500 гг.) в Венеции. В 1485—1495 гг. участвовал в строительстве скуолы Сан Марко (вместе с Пьетро Ломбардо, Джованни Боном и Бартоломео ди Доменико), где ему принадлежит завершение главного фасада, внутренняя лестница (теперь разрушена) и боковой фасад. Строил церковь Санта Мария Формоза (начата в 1497 г.), а также большую лестницу в скуоле Сан Джованни Еванджелиста. По стилистическим признакам ему приписывают часовую башню на площади Сан Марко (Торре дель Оролоджо, 1496), дворец Вендрамин-Калерджи и проект здания Старых Прокураций, построенного Бартоломео Боном Младшим (1480—1514 гг.).
    Одним из наиболее примечательных венецианских дворцов XV в. является палаццо Вендрамин-Калерджи.
    Дворец начал строить архитектор Моро Кодуччи в 1481 г., определивший, видимо, общий характер сооружения, закончил П. Ломбардо около 1509 г. Тектоничность и сдержанность форм здания свидетельствует об авторстве Моро Кодуччи, так как сооружения П. Ломбардо очень декоративны.
Венеция. 1 — палаццо Пизани; 2 — палаццо Вендрамин-Калерджи, 1481—1509 гг. Моро Кодуччи, Пьетро Ломбардо; 3 — палаццо деи Корнари
Венеция. 1 — палаццо Пизани; 2 — палаццо Вендрамин-Калерджи, 1481—1509 гг. Моро Кодуччи, Пьетро Ломбардо; 3 — палаццо деи Корнари
    План палаццо Вендрамин-Калерджи со входной лоджией и вестибюлем в первом этаже, с парадными залами в верхних этажах, расположенными в центре здания и окруженными более мелкими помещениями, повторяет в основном уже сложившийся ранее тип венецианского дворца. Залы выделены на фасаде здания не лоджией, как в Ка д’Оро, а большими арочными проемами и балконами с балюстрадой.
Венеция. Палаццо Фоскари, первая половина XV в., палаццо Дарио, с 1487 г. (здание справа)
Венеция. Палаццо Фоскари, первая половина XV в., палаццо Дарио, с 1487 г. (здание справа)
Венеция. Палаццо Вендрамин-Калерджи, лестница палаццо Минелли, с 1480 г.
Венеция. Палаццо Вендрамин-Калерджи, лестница палаццо Минелли, с 1480 г.
    Сочетая введенное Альберти поэтажное ордерное членение дворцового фасада с традиционными венецианскими лоджиями, строитель создал своеобразный тип дворцового фасада нового стиля.
    Фасад решен как легкий ордерный каркас с первыми в Венеции трехчетвертными колоннами. В отличие от более ранних венецианских палаццо каркас использован здесь не как ажурная вставка в проемах лоджий, а как несущая система всего фасада со стеной-заполнением. Однако эта рациональная тектоническая система своей легкостью, игрой света и разнообразием форм вполне гармонирует с более ранними сооружениями Венеции.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому