Вазари. Переход от палаццо Веккио к палаццо Питти. Пиза, Палаццо деи Кавальери ди Сан Стефано. Ареццо, Лоджия
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1520—1580 гг. > Архитектура Флоренции
Весьма характерной постройкой для Флоренции времени правления Козимо Медичи является изолированный крытый переход от палаццо Веккио к палаццо Питти — резиденции Медичи. Он был создан Вазари в невероятно короткий срок (5 месяцев). Собственная улица для герцога, высоко над головами подданных и им недоступная, должна была обезопасить передвижение Козимо по городу. Крытый переход шел от палаццо Веккио аркой к Уффици, далее вдоль набережной Арно до Понте Веккио, над лавками ювелиров, на другой берег реки к палаццо Питти.
Можно полагать, что в постройке «коридора» сам Вазари видел воплощение в жизнь идей Леонардо да Винчи об улице над улицей, которая служила бы «улицей для благородных». Однако этот переход для «благородных», нужный одному лишь герцогу, не был продиктован интересами города. Постройка «коридора» — свидетельство подчас уродливых форм градостроительства Флоренции в условиях режима реакции середины XVI в.
В 60-х годах Вазари частично перестраивал интерьеры церквей Санта Кроче и Санта Мария Новелла во Флоренции. Первую предназначали на роль флорентийского пантеона. Новые алтари образуют по продольной стене нефа строй двухколонных портиков с треугольными и лучковыми фронтонами, в ряду которых поставлена гробница Микеланджело работы Вазари (1570 г.; прах Микеланджело был тайно привезен во Флоренцию из Рима самим Вазари).
В те же годы Вазари работал и в других городах. Наиболее значительным сооружением было палаццо деи Кавальери ди Сан Стефано в Пизе, перестроенное из старого здания. Палаццо с главного фасада имеет три этажа, не считая цокольного полуэтажа. Наружная лестница — упрощенный вариант лестниц палаццо Сенаторов на Капитолии в Риме — ведет в первый этаж. По традиционной схеме второй этаж, главный, выше остальных. Фасад с плоским обрамлением простых окон представляет собой гладкую стену, сплошь покрытую росписью, которая создает подобие легкого каркаса, заполненного филенками из арабесок. Вверху в овальных нишах поставлены бюсты Медичи (исполненные по рисункам Вазари), пластика которых оттенена общим графическим рисунком фасада. Перед домом фонтан работы Вазари. Церковь Сан Стефано деи Кавальери, сооруженная мастером рядом с дворцом, сильно перестроена.
Пиза. Палаццо деи Кавальери ди Сан Стефано, по модели Вазари, 1561 г.
В Пистойе Вазари возвел купол церкви Мадонна дель Умильта; он представляет собой интерпретацию куполов Брунеллески и Микеланджело, но меньше подъемом и пролетом (19,8 м в свету). Восьмигранный купол состоит из двух кирпичных оболочек, внутренней циркульной и внешней немного повышенной, соединенных каменными ребрами, выступающими наружу. Форма купола привела к тому, что распор от собственного веса купола почти исчерпал его несущую способность и его основание было стянуто пятью железными поясами. Купол очень красив и господствует в силуэте города. Внутренняя поверхность купола плоско кессонирована подобно сводам галереи Уффици.
Значительной работой Вазари была перестройка бадьи в Ареццо (церковь Санта Фьоре э Лучилла). Первоначально церковь была задумана Джулиане да Майяно (1480 г.) в виде базилики с пятью большими куполами по среднему нефу и с двойным числом куполов по боковым. Вазари заменил первый, третий и пятый купола цилиндрическим сводом, создав по главному нефу ритмический ряд сменяющихся сводов и куполов. В боковых нефах каждому оводу главного нефа отвечает узкий поперечный овальный купол с двумя узкими сводами, а куполу — поперечный цилиндрический свод. Так Вазари превратил цепь четко выделенных купольных пространств постройки да Майяно в единое, сложно организованное протяженное пространство.
Одним из самых поздних произведений Вазари была лоджия в Ареццо, длинная монументальная аркада крупного масштаба. Из девятнадцати арок лоджии шестнадцать выходят на старую рыночную площадь, замыкая ее с наиболее возвышенной стороны. Простые формы лоджии красиво контрастируют со сложной архитектурой средневековых зданий, формирующих облик площади. Лоджия в Ареццо — большая градостроительная удача Вазари: «бесконечная» перспектива лоджии, сквозь арки которой раскрывается панорама площади и церкви, органично связана с жизнью и архитектурой города. Здесь Вазари, как и в Уффици, подлинный мастер градостроительного ансамбля.
Ареццо. Лоджия, 1573 г. Вазари