Сангалло. Прато. Церковь Мадонна делле Карчери. Флоренция. Сакристия церкви Сан Спирито. Флоренция. Палаццо Гонди. Поджо а Кайяно близ Флоренции. Вилла Медичи - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Сангалло. Прато. Церковь Мадонна делле Карчери. Флоренция. Сакристия церкви Сан Спирито. Флоренция. Палаццо Гонди. Поджо а Кайяно близ Флоренции. Вилла Медичи

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки
    Самым ярким выразителем архитектурных тенденций второй половины XV в. был Джулиано да Сангалло — архитектор, скульптор и инженер.
    Джулиано да Сангалло (1445—1516 гг.) родился в семье Франческо Джамберто во Флоренции. Учился (по-видимому, вместе с братом Антонио да Сангалло Старшим) резьбе по дереву, работал во Флоренции, Риме, Милане, Неаполе, Перудже и многих других городах Италии, а также в Южной Франции. Был главным инженером во Флоренции (1497 г.) и главным архитектором строительства собора св. Петра в Риме (1514 г.). С 1503 г. — член цеха каменщиков и плотников. Работал вместе с Антонио да Сангалло (старшим и младшим), с Кронакой и Б. д’Аньоло.
    Основные постройки: вилла Поджо а Кайяно (1480—1485 гг.); церковь Мадонна делле Карчери в Прато (1485—1491 гг.); во Флоренции — монастырь августинцев (начат в 1488 г.), сакристия церкви Сан Спирито (1488—1492 гг.) совместно с Кронакой, палаццо Гонди (1490—1494 гг.), собственный дом (теперь палаццо Панчатики Хименес, 1490—1498 гг.), двор и фасад церкви Маддалена де’Пацци (начат в 1492 г.), палаццо Строцци (1489—1505 г.) совместно с Б. да Майано и Кронакой; купол церкви в Лорето (1490—1500 гг.).
    Участвовал в возведении фортификационных сооружений в Валь д’Эльза (1479 г.), Сарцане (1483—1488 гг.), Борго Сан Сеполькро, Кортоне, Ареццо, Пизе и Ливорно. (1509—1512 гг.). Основные архитектурные проекты и модели: модель дворца в Неаполе (1488 г.); модель палаццо Строцци (1489—1490 гг.); модель дворца Лодовико Моро в Милане (1492 г.); модель дворца для: Карла VIII (1494—1496 гг.); модель галереи купола собора во Флоренции с Баччо д’Аньоло; проект Сапиенцы в Сиене (1492 г.); проект дворца Медичи на пьяцца Навона в Риме (1513 г.); шесть вариантов проекта фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1515—1516 гг.); проект собора св. Петра в Риме (1467—1472 гг.).
    Обобщая поиски своих предшественников, Джулиано да Сангалло явился одним из первых создателей целостной центрической постройки.
    Небольшая церковь Мадонна делле Карчери в Прато имеет в плане форму равностороннего греческого креста, ветви которого покрыты цилиндрическими сводами, а средокрестие — зонтичным куполом на парусах с распалубками и прорезанными в них круглыми окнами.
    Аналогичная капелле Пацци система купола на парусах дополнена невысоким барабаном между подпружными арками парусов и основанием купола. В этой постройке Сангалло сочетает крестовокупольную систему, впервые примененную Альберти в церкви Сант Андреа в Мантуе, с нервюрной системой зонтичного купола Брунеллески. Это позволяет ему еще более облегчить опоры и сделать стены здания предельно тонкими.
Джулиано да Сангалло. 1 — Прато. Церковь Мадонна делле Карчери, 1485—1491 гг.; 2 — Флоренция. Сакристия церкви Сан Спирито, 1488—1492 гг.
Джулиано да Сангалло. 1 — Прато. Церковь Мадонна делле Карчери, 1485—1491 гг.; 2 — Флоренция. Сакристия церкви Сан Спирито, 1488—1492 гг.
    Повышение купола при помощи барабана сделано с учетом восприятия его наружного объема и силуэта при довольно сильном выступе боковых ветвей. Внутри измельченные формы балюстрады кругового обхода в основании барабана подчеркивают мощь крупных подпружных арок, упругую легкость нервюр и распалубок купола, глубину и масштаб подкупольного пространства. Вынос балюстрады сделан с учетом зрительной корректировки высоты барабана, при которой основание купола кажется поставленным на паруса.
    Интерьер церкви, основанный на сочетании ордерного каркаса со сводчатой системой, — монументальный вариант центрических интерьеров Брунеллески, близок им своим ясным покоем.
Прато. Церковь Мадонна делле Карчери. Общий вид
Прато. Церковь Мадонна делле Карчери. Общий вид
Прато. Церковь Мадонна делле Карчери. Интерьер
Прато. Церковь Мадонна делле Карчери. Интерьер
    Объемная композиция и фасады органично связаны со структурой и членениями интерьера.
    Образующие равнофасадную центрическую композицию четкие прямоугольные объемы ветвей креста расчленены по высоте на две неравные части, соответствующие членению интерьера на нижний ордерный ярус и цилиндрический свод.
    Ордер пилястр в обоих ярусах, членящих объем по золотому сечению, выполнен, как и в постройках проторенессанса, в той же фактуре, что и инкрустированная мраморная стена.
Флоренция. Сакристия церкви Сан Спирито
Флоренция. Сакристия церкви Сан Спирито
    Соединение архитектурных традиций мастеров раннего кватроченто с тенденциями нового времени характерно и для других построек Джулиано да Сангалло. Такова, например, сакристия церкви Сан Спирито во Флоренции — интересное центрическое восьмигранное сооружение, увенчанное зонтичным куполом, в котором вертикальные полукруглые распалубки (как и в церкви в Прато) погашают распор, нагружая подкупольное кольцо.
    Сакристия, в создании которой участвовал и Кронака, также восходит к образцам Брунеллески, но ее план с нишами по углам — самостоятельный шаг в освоении многообразных возможностей центрических композиций; вестибюль сакристии с приставными колонками и цилиндрическим кессонированным сводом свидетельствует об изучении памятников античного Рима. Римские реминисценции и стремление не нарушать ордерных канонов сближают Джулиано да Сангалло с Альберти.
    Палаццо Гонди во Флоренции повторяет в основном типичную композицию более ранних флорентийских дворцов, а в фасаде — выполненную несколько ранее самим Джулиано да Сангалло модель палаццо Строцци. К особенностям плана нужно отнести открытую парадную лестницу под галереями внутреннего дворика, связывающую его со вторым — главным этажом. Частые оконные проемы с широкими сильно профилированными наличниками и сложным рисунком клинчатых архивольтов над ними образуют широкие орнаментальные пояса во всю ширину фасада. Тектоническое изменение рельефа и характера руста по этажам оживляет поверхность фасада; варьируется глубина рельефа камней, составляющих орнаментальный узор на стыках клиньев архивольтов с горизонтальными рядами кладки.
Флоренция. Палаццо Гонди, 1490—1494 гг., Джулиано да Сангалло. Двор
Флоренция. Палаццо Гонди, 1490—1494 гг., Джулиано да Сангалло. Двор
Флоренция. Палаццо Гонди, 1490—1494 гг., Джулиано да Сангалло. Планы, разрез, фрагмент фасада
Флоренция. Палаццо Гонди, 1490—1494 гг., Джулиано да Сангалло. Планы, разрез, фрагмент фасада
Флоренция. Палаццо Гонди, 1490—1494 гг., Джулиано да Сангалло. Общий вид
Флоренция. Палаццо Гонди, 1490—1494 гг., Джулиано да Сангалло. Общий вид
    Вилла в Поджо а Кайяно завершает развитие типа загородной усадьбы богатого флорентийского горожанина XV в. и знаменует сложение нового типа загородной резиденции богатого вельможи. Этот тип большого загородного дворца с окружающим его обширным садом, задуманный для Лоренцо Медичи, был в XVI в. развит в великолепных загородных дворцах римской духовной и светской знати.
Поджо а Кайяно близ Флоренции. Вилла Медичи, 1480—1485 гг., Джулиано да Сангалло
Поджо а Кайяно близ Флоренции. Вилла Медичи, 1480—1485 гг., Джулиано да Сангалло
Поджо а Кайяно. Вилла Медичи. Фреска XVII в.
Поджо а Кайяно. Вилла Медичи. Фреска XVII в.
    В основу плана виллы положен правильный квадрат, предопределивший статичную, компактную форму объема здания. Нижний этаж, предназначенный для хозяйственных помещений и прислуги, как и в древнеримских виллах, образует мощный стилобат для двух верхних этажей, окруженных широкой террасой, — обходом, покоящимся на тяжелых арочных субструкциях. Второй этаж со входной лоджией, вестибюлем и залом для торжественных приемов, гостиными, приемным кабинетом хозяина и служебными помещениями — главный парадный этаж виллы. Приподнятая над землей, обширная терраса связывает парадные помещения с окружающей природой. Широкие одномаршевые лестницы ведут к входной лоджии. Жилые помещения для владельца, его семьи и гостей находятся на третьем этаже.
    Композиционным центром здания является большой двухсветный зал во втором этаже с богато украшенным резными кессонами сводом и выполненными знаменитыми художниками сплошными росписями расчлененных коринфскими пилястрами стен, с пышным орнаментальным убранством, с блеском позолоты и дорогими отделочными материалами.
    Центрический принцип композиции удачно сочетается с анфиладным построением основных помещений. Великолепная анфилада уравновешивается пространством главного зала, развитым в поперечном направлении примыкающими к нему справа и слева световыми карманами между гостиными, открытыми на террасы, выходящие в сад. Органичное сочетание этих двух принципов композиции интерьера, встречаемое и в древнеримских термах, результат изучения античных памятников, многочисленные зарисовки которых имеются в альбоме Джулиано да Сангалло.
    Здание монументально, но не грузно. Этому способствует редкая разбивка оконных проемов, гладкая фактура стены, скромный венчающий карниз и общая компактность сооружения. Входная лоджия с высоким фронтоном является в архитектуре Возрождения первым случаем применения в портике ионического ордера.
Поджо а Кайяно. Вилла. Зал
Поджо а Кайяно. Вилла. Зал
    В творчестве Джулиано да Сангалло, которого можно считать последним из мастеров кватроченто, сливаются два наиболее значительных направления зодчества, созданных Брунеллески и Альберти.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому